Философские проблемы сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.

Содержание

Введение ………………………………………………….3
I. Проблема сознания в истории философии …………………………….4
1. Концепции сознания …………………………………………………....5
2. Концепция отражения ………………………………………………….9
II. Сознание и его сущность ………………………………………………13
1. Происхождение сознания ……………………………………………...13
2. Как же можно определить сознание …………………………………..14
3. Структура ……………………………………………………………….15
4. Функции ………………………………………………………………...19
III. Самосознание ………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………24
Список используемой литературы ……………………..26

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Самосознание

Сознание как самосознание — это такое состояние человека, в котором он, зная о содержании своего сознания, одновременно связывает его не только со своим Я, но и с некими предметами и событиями, находящимися вне него.

Идея сознания как самосознания родилась первоначально не в философии Нового времени, а в христианстве. Для того, чтобы имел место акт самосознания, человек должен обладать способностью обращать внимание на собственный внутренний мир. 9

В обыденном мышлении память о себе отождествляется с самосознанием. В психологии акт самосознания соотносится с умением человека анализировать свой внутренний мир, свои переживания и чувства. Гегель в этой связи отмечал, что самосознание (самопознание) в тривиальном смысле исследования собственных слабостей представляет интерес для отдельного человека, а не для философии.

В философии проблема самосознания была наиболее полно разработана в немецкой классике, которую часто называют философией самосознания.

Сознание как самосознание понималось как особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и внешний мир и он сам, такое состояние, в котором мгновенно приводится в связь, в соотнесение то, что человек увидел, с тем, что он помыслил.

Человек может стать самим собой  лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли  Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно  связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут  быть весьма разнообразными — от элементарного  самосознания до глубоких раздумий над  смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, необходимо выделить следующие основные аспекты рассмотрения сознания:

— по способу своего бытия сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания. «Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктами вещественного телесного органа — мозга». — Онтологический аспект;

— по содержанию сознание представляет собой отражение объективной действительности, содержанием сознания является информация о внешнем мире, полученная на основе его целенаправленного отражения субъектом. — Гносеологический аспект;

— по генезису (возникновению) сознание — продукт развития биологической и социальной форм движения материи, общественно-предметная деятельность субъекта есть условие исторического становления сознания. — Генетический аспект;

— по функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и деятельностью, условие становления форм логического мышления.— Функциональный аспект.

Существуют многообразные нетрадиционные толкования сознания, отмечающие его космичность, его парадоксальность, его энергийно-информационную природу, феномен его резервных возможностей, скрытую спонтанность и иррегулярность, а многие философы, и в частности М. Мамардашвили, позволяют себе роскошь, и их можно понять, на вопрос: «Что такое сознание? — ответить троекратным: «Не знаю, не знаю, не знаю». Поэтому, почему бы подводя итог не дать такое всеобщее определение, к которому, подводя итоги, приходят все философы, ученные.

Сознание - есть связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, способность целенаправленно, творчески активно, опережающе и конструктивно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Философия [Текст]: учебник; под ред. Г.В. Андрейченко. – г. Ставрополь: изд. СГУ, 2001. – 245с.

2. Кохановский, В.П.  Философия [Текст]: учебное пособие для вузов/ В.П. Кохановский. – 2-е изд., перераб. и доп. – г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576с.

3. Философия [Текст]: учебник/ В.Г. Кузнецов [и др.]. – г. М.: ИНФРА-М, 2004. – 519с.

4. Лешкевич, Т.Г. Философия  [Текст]: вводный курс лекций/ Т.Г. Лешкевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – г. М.: Контур, 1998. – 464с.

5. Лешкевич, Т.Г. Философия  [Текст]: курс лекций/ Т.Г. Лешкевич. – г. М.: ИНФРА-М, 2000. – 240с.

6. Спиркин, А.Г. Философия  [Текст]: учебник для вузов/ А.Г. Спиркин. – г. М.: Гардарики, 2000. – 368с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кохановский, В.П. Философия [Текст]: учебное пособие для вузов/ В.П. Кохановский. – 2-е изд., перераб. и доп. – г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. стр. 229 - 230

2 Философия [Текст]: учебник; под ред. Г.В. Андрейченко. – г. Ставрополь: изд. СГУ, 2001. стр. 132 - 133

3 Философия [Текст]: учебник; под ред. Г.В. Андрейченко. – г. Ставрополь: изд. СГУ, 2001. стр. 135 - 140

4 Философия [Текст]: учебник; под ред. Г.В. Андрейченко. – г. Ставрополь: изд. СГУ, 2001. стр. 140

5 Лешкевич, Т.Г. Философия [Текст]: вводный курс лекций/ Т.Г. Лешкевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – г. М.: Контур, 1998. стр. 321

6 Вольтер. Философские сочинения. г. М., 1989. – стр. 542

7 Философия [Текст]: учебник/ В.Г. Кузнецов [и др.]. – г. М.: ИНФРА-М, 2004. стр. 215

8 Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для вузов/ А.Г. Спиркин. – г. М.: Гардарики, 2000. стр. 33

9 Кохановский, В.П. Философия [Текст]: учебное пособие для вузов/ В.П. Кохановский. – 2-е изд., перераб. и доп. – г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. стр. 256


Информация о работе Философские проблемы сознания