Философские письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:11, доклад

Описание работы

Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове, востребована в наши дни, как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполага

Содержание

1.Введение…………………………………………..2
2.Основная часть
1)Что такое риторика или для чего человеку
даны речь, язык, слово…………………………..3
2) Роль языка в становлении личности человека....5
3.Заключение………………………………………..8
4.Список литературы…………………………….....9

Работа содержит 1 файл

риторика.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

1.Введение…………………………………………..2

2.Основная  часть

1)Что такое риторика или для чего человеку

    даны речь, язык, слово…………………………..3

2) Роль языка в становлении личности человека....5

3.Заключение………………………………………..8

4.Список  литературы…………………………….....9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове, востребована в наши дни, как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

     Риторика  учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

     Риторика - наука об ораторском искусстве  и красноречии. Языковые особенности  устного публичного выступления, сближая  риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение  слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Что такое риторика и для чего даны человеку язык, речь и слово? 

     Пафос исследований традиционной отечественной  науки о языке определяется стремлением  ученых описать язык с точки зрения его внутреннего строения. Задача описания языковой структуры - благородна и насущна. Однако при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, воспринимающая и порождающая речь.

     Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над  миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

     Владение  словом ценится очень высоко, но не все владеют словом.

     Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании

     Способность владеть словом является составной  частью общей культуры человека, его  образованности. Для интеллигентного  человека, отмечал А.П. Чехов, "дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере".

     С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или  результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ  на эти и другие вопросы дает риторика.

     Для большинства наших соотечественников  слово риторика звучит загадочно, для  других - ничего не значит, для третьих  обозначает напыщенную, внешне красивую, и даже "бессодержательную речь". Этому слову нередко сопутствуют  такие эпитеты как "манипулирующая" или "пустая".

     Самое распространенное определение следующее: риторика - это теория, мастерство и  искусство красноречия. Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой - правила, служащие к образованию ораторов.

     В современных руководствах и книгах по риторике эту науку нередко называют "наукой убеждать". Аристотель остался бы недоволен такой формулировкой, счел бы её очевидной ошибкой. Вы скажите: какая ничтожная разница! Неужели действительно так уж важно, как сказать: "наука убеждать" или "наука находить способы убеждения". Нужно сразу привыкнуть не только к точности слова, отражающей все нюансы, оттенки мысли, но и к точности, передающей чёткую смысловую структуру речи.

     В античности риторику называли "царицей  всех искусств".

     В настоящее время риторика - это  теория убеждающей коммуникации.

     Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает  нам в этом неоценимую помощь: она  позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение. Н. Войченко. Кодекс чести оратора или Об искустве публичных выступлений. // Журналист. - №12. - 2008 г. - 38 с.

     Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого - значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками.

     Учиться убедительно, говорить, если необходимо, то и спорить, убедительно отстаивать свою точку зрения можно и нужно. 
 
 
 

     Роль  риторики в становлении личности человека. 

     Сегодня чрезвычайно актуально все, что  связано с понятием. "культура" - понятием очень многозначным и  емким.

     Культура - это совокупность материальных и  духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

     Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается  как средство безопасного и комфортного  существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культуро-образующей роли, появляется новый идеал человекаобразованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью.

     Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные  части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

     Разрушаемая традиция оценочного отношения к  речи, складывающаяся (на благоприятной  почве низкой культуры) фетишизация  слова приводили к неспособности  предвидеть последствия внедрения  военизированной лексики (вооружать, бороться, формировать, выковывать) в просвещенческие проблемы.

     Входя в педагогическое сознание, эта лексика предопределяла подчинение образовательно-воспитательной деятельности казарменным законам, обусловливала командно-директивные формы взаимодействия, жестко регламентированные модели отношений.

     Все это дегуманизировало систему образования, не оставляло места для осуществления важнейшей его функции - культурообразующей, направленной на развитие и совершенствование культуры личности и общества в целом.

     По  результатам проведенного анкетирования  учащихся разных возрастных групп есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения реализуется слабо, непоследовательно и нецеленаправленно. Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования. Роль языка в становлении личности человека. - 2009 г.

     В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между  экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

     Повышенный  интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также  осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

     Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.

     Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека.

     Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым  ведется диалог.

     Подлинно  человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.

     В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспект внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор - ганизация личного  времени, гигиена, эстетические вкусы  в выборе предметов потребления, культура труда.

     Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

     Речь - наиболее содержательное, емкое и  выразительное средство общения.

     Высокая речевая культура предполагает высокую  культуру мышления, ибо незрелые мысли  нельзя выразить в ясной доступной  форме.

     Культура  речи - это составная часть общей  культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

     Язык  отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

     В этой связи представляются актуальными мысли К. Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, мы определили предмет риторики как науки, рассмотрели структуру риторики, функции риторики. 

     В перспективе, по-видимому, следует ожидать  превращение риторики как современной  семиотической дисциплины в более  «точную» науку, в той мере, в какой  критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики - насколько исходя из возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.  

     Риторика  при правильном ее использовании  является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 
 
 

1. Волков А.А.  Курс русской риторики. - М., 2006. - С. 480. 

Информация о работе Философские письма