Автор: l***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 08:27, реферат
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.
Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)
Сократ — античный мыслитель, первый
афинский философ.
Биография
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его
отец, Софроникс, был каменотесом, а мать
— повитухой. У своего отца Сократ научился
ремеслу скульптора. Сократ любил говорить,
что унаследовал от матери ее искусство,
сравнивая его с философским методом –
майевтикой: “Теперь
мое повивальное искусство
во всем похоже на акушерское,
отличаясь от него лишь
тем, что я принимаю
роды у мужей, а не у
жен, роды души, а не
тела”.
Учился Сократ у одного из самых знаменитых
философов античности — Анаксагора из
Клазомен, который был также учителем
Перикла.
В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало
от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать
в церемонии по очищению города великую
жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи.
Для юного Сократа встреча со жрицей стала
решающей. Диотима посвятила его в мистерии
Эроса согласно орфической традиции, что
позже Платон передал в эпизоде про Диотиму
в диалоге “Пир”.
Сократ мало путешествовал и почти никогда
не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил
только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе
с философом Архелаем. Сократ участвовал
в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе
в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда
афиняне отступали, он шел спиной вперед,
лицом к врагу.
Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих
слушателей он считал, в первую очередь,
друзьями, а уже потом учениками. Благодаря
своему необычайному обаянию, он имел
влияние на людей разного возраста, что
вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность.
В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении
к богам (ибо он верил в бога высшего) и
в развращении молодежи, поскольку он
проповедовал свое учение. Он был судим,
но продолжал философствовать, потому
что считал это миссией, которую Бог возложил
на него и не мог отречься от того, что
говорил или делал: “…пока есть во мне
дыхание и способность, не перестану философствовать,
уговаривать и убеждать всякого из вас…
говоря то самое, что обыкновенно говорю:
“О лучший из мужей,
гражданин города Афин…
не стыдно ли тебе, что
ты заботишься о деньгах,
чтобы их у тебя было
как можно больше, о
славе и о почестях,
а о разумности, об истине
и о душе своей, чтобы
она была как можно лучше,
не заботишься и не помышляешь?”
Сократ предпочитает умереть, защищая
свои идеи:
“Но вот уже время
идти отсюда, мне — чтобы
умереть, вам — чтобы
жить, а кто из нас идет
на лучшее, это ни для
кого не ясно, кроме
Бога”.
Через тридцать дней после вынесения приговора
Сократ выпивает чашу цикуты в окружении
своих учеников, которым он говорит о единстве
жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан
философии, заняты на самом деле только
одним — умиранием и смертью”.
В своих комментариях к “Кратилу” Платона,
которые касаются значения имен, Прокл
утверждает, что имя Сократа происходит
от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный
силой души, той, которая не соблазняется
вещами материального мира”.
Диоген Лаэртский приводит много свидетельств
и анекдотов, заимствованных у давних
авторов, изображающих характер Сократа:
решительность, отвага, контроль страстей,
скромность и независимость от богатства
и власти.
Сократ принципиально не записывал свои
мысли, считая действительной сферой существования
истинного знания и мудрости живую беседу
с оппонентами, живой диалог, полемику.
Вступать в диалог с Сократом означало
держать “экзамен души”, подвести итог
жизни. По свидетельству Платона “Всякий,
кто был рядом с Сократом
и вступал с ним в беседу,
о чем бы ни шла речь,
пропускался по виткам
спирали дискурса и
неизбежно оказывался
вынужденным идти вперед
до тех пор, пока не отдаст
себе отчета в самом
себе, как он жил и как
живет теперь, и то, что
даже мельком однажды
проскальзывало, не
могло укрыться от Сократа”.
О
человеке
Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай
самого себя”, Сократ обращается к проблеме
человека, к решению вопроса о сущности
человека, о его природе. Можно изучать
законы природы, движение звезд, но зачем
же идти так далеко, как бы говорит Сократ,
— познай самого себя, углубись в близкое,
и тогда, через познание доступных вещей,
ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам.
Человек для Сократа — это, прежде всего,
его душа. А под “душой” Сократ понимает
наш разум, способность мышления, и совесть,
нравственное начало. Если сущность человека
— его душа, то в особой заботе нуждается
не столько его тело, сколько душа, и высшая
задача воспитателя — научить людей взращиванию
души. Благой и совершенной делает душу
добродетель. Добродетель связана у Сократа
с познанием, являющимся необходимым условием
совершения хороших поступков, потому
что, не понимая сути блага, не будешь знать,
как действовать во имя добра.
Добродетель и разум совершенно не противоречат
друг другу, так как мышление крайне необходимо
для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности
его достижения. Источник счастья находится
не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе,
не в наслаждении вещами внешнего материального
мира, а в чувстве внутренней исполненности.
Человек счастлив тогда, когда его душа
упорядочена и добродетельна.
Душа, по Сократу, госпожа тела, а также
инстинктов, связанных с телом. Это господство
и есть свобода, которую Сократ называет
самообладанием. Человек должен добиваться
власти над собой, основываясь на своих
добродетелях: “Мудрость состоит в том,
чтобы победить самого себя, тогда как
невежество ведет к поражению от самого
себя”.
2.
ФИЛОСОВСКИЙ МЕТОД СОКРАТА
Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.
Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.[6] В этом и состоит сократовская «ирония».
Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» – «повивальное искусство». Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали.
Основная задача философского метода Сократа – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием мощи души через иронию и индуктивное размышление.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.
«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» – это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» – это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».
Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой «диалектический» метод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить в графу «дельта», а дела несправедливости – в графу «альфа», затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил занести ложь в графу несправедливости – «альфа». То же предложил он и в отношении обмана, воровства и похищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из перечисленного занести в графу справедливости – «дельта», Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливого неприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительно обмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально думал, что вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графу справедливости. Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее «определение» неправильно и что следует выдвинуть новое «определение»: «По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно справедливее». Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к «индукции», показал, что и это «определение» неправильно и требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное, а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу «дельта», а не «альфа», как это предполагается предыдущим «определением». Равным образом, продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и, боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее «определения» и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою «индукцию» и добиваясь нового, еще более точного «определения» справедливости и несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им навредить.
Процесс установления Сократом истины заканчивался, по его словам, дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее еще содержало противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.
Итак, мы рассмотрели филосовский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника.
Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в далекие времена местопребывание— человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово приобретает новый смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко используется в философии.
Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.
Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого существования. Сократ говорит: «Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание».
Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.
Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взвешивающий разум.
«Раз у нас выходит, - спрашивает Сократ собеседника, - что благополучие нашей жизни зависит от правильного выбора между удовольствием и страданием, между обильным и незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, то не выступает ли тут на первое место измерение, поскольку оно рассматривает, что больше, что меньше, а что между собой равно? А раз здесь есть измерение, то неизбежно будет также искусство и знание».
Этот вывод Сократа является безупречным, если принять первоначальную посылку, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям, пользе, счастью. Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если тем не менее он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение — он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов, если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Сказать, что человек знает добродетель, но не следует ей, — значит сказать бессмыслицу. Это значит допустить, будто человек действует не как человек, вопреки своей пользе.
Между мудростью
и благоразумием Сократ не находил
различия: он признавал человека вместе
и умным, и благоразумным, если человек,
понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее,
руководится этим в своих поступках и,
наоборот, зная, в чем состоит нравственно
безобразное, избегает его.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев А.
С. Всемирные хроники. От
2. Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
3. Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.
4. Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.
5. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.
6. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. – М.: Астрель, 2003. – 176 с.