Философские идеи раннего Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование идей раннего Возрождения и их роль в жизни людей этого периода.
Из поставленной цели вытекают задачи:
- рассмотреть причины становления эпохи Возрождения;
- рассмотреть основные философские идеи периода раннего Возрождения;
Объектом исследования является философские идеи этого периода.

Содержание

Введение.
эпоха Возрождения
Философия периода раннего Возрождения;
Гуманизм
Эстетика раннего Возрождения
Человек как индивидуальность
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия реферат по философии.docx

— 36.84 Кб (Скачать)

     Одним из первых гуманистов, обративших внимание на наследие Эпикура, был Л. Валла (1406-1457). В его учении Валла увидел опору для обоснования новой гуманистической этики. В трактате «Об истинном и ложном благе» он формулирует апологию наслаждения, которая становится одним из важнейших принципов морали того времени. По мнению Валлы, человек должен следовать своей природе, предрасположенной к наслаждению, заботиться не только о душевном, но и о телесном здоровье. Обосновывая свою индивидуалистическую позицию, он считал, что его жизнь является большим благом, чем жизнь Вселенной. Все помыслы человека самой природой направляются на заботу о самом себе.

     В сочинении Валлы «Диалектические  опровержения, или Обновление всей диалектики и оснований универсальной  философии» дана критика схоластического  силлогистического метода. Он выступает  против свойственного схоластике туманного  словообразования и постоянного  введения новых терминов, которые  не способствуют пониманию мира. Валла  призывает к конкретному изучению не слов, а самих вещей. Считая, что  конкретную опору логика может найти  в языке, он предлагает также внести некоторые изменения в традиционную аристотелевскую логику. 

     
      1. Эстетика  раннего Возрождения 

     На  возникновение и развитие эстетической теории эпохи Возрождения большое влияние оказала гуманистическая мысль, выступившая против средневековой религиозной идеологии и обосновавшая идею высокого достоинства человеческой личности. Поэтому, характеризуя основные направления эстетической мысли Ренессанса, нельзя обойти стороной наследие итальянских гуманистов XV века.

     Петрарка  с необычайной силой возродил интерес к античности, в особенности  к Гомеру. Тем самым он положил  начало тому возрождению античной древности, которое было столь характерно для  всего Ренессанса. Вместе с тем  Петрарка сформулировал новое отношение  к искусству, противоположное тому, которое лежало в основе средневековой  эстетики. Для Петрарки искусство  уже перестало быть простым ремеслом и стало приобретать новый, гуманистический  смысл. В этом отношении чрезвычайно  интересен трактат Петрарки "Инвектива  против некоего медика", представляющий полемику с Салютати, который доказывал, что медицину следует признать более  высоким искусством, чем поэзию. Эта мысль возбуждает гневный  протест Петрарки. "Святотатство неслыханное, - восклицает он, - госпожу  подчинить служанке, свободное искусство - механическому". Отвергая подход к  поэзии как к ремесленному занятию, Петрарка истолковывает ее как свободное, творческое искусство. Не меньший интерес  представляет трактат Петрарки "Средства о врачевании счастливой и несчастливой судьбы", в котором изображается борьба рассудка и чувства в отношении  к сфере искусства и наслаждения, причем, в конечном счете, побеждает  близкое к земным интересам чувство.

     Не  меньшую роль в обосновании новых  эстетических принципов сыграл другой выдающийся итальянский писатель Джованни Боккаччо. Автор "Декамерона" посвятил четверть века работе над главным, как он считал, трудом своей жизни, теоретическим трактатом "Генеалогия языческих богов".

     Особый  интерес представляют XIV и XV книги  этого обширного сочинения, написанные в "защиту поэзии" против средневековых  нападок на нее. Эти книги, получившие огромную популярность в эпоху Возрождения, положили начало особому жанру "апологии поэзии".

     По  существу своему мы наблюдаем здесь  полемику со средневековой эстетикой. Боккаччо выступает против обвинения  поэзии и поэтов в аморализме, излишестве, фривольности, обмане и т.д. В противоположность  средневековым авторам, упрекавшим Гомера и других античных писателей  в изображении фривольных сцен, Боккаччо доказывает право поэта на изображение  любых сюжетов.

     Несправедливы также, по мнению Боккаччо, обвинения  поэтов во лжи. Поэты не лгут, а лишь "ткут вымыслы", говорят правду под покровом обмана или, точнее, вымысла. В связи с этим Боккаччо страстно доказывает право поэзии на вымысел (inventi), изобретение нового. В главе "О том, что поэты не лживы", Боккаччо прямо говорит: поэты "...не связаны обязательством держаться  правды во внешней форме вымысла; наоборот, если отнимем у них право  свободно применять любой род  вымысла, вся польза их труда обратится  в прах".

     Боккаччо  называет поэзию "божественной наукой". Более того, заостряя конфликт между  поэзией и теологией, он саму теологию объявляет видом поэзии, ведь она, так же как и поэзия, обращается к вымыслу и аллегориям.

     В своей апологии поэзии Боккаччо доказывал, что главнейшими ее качествами являются страсти (furor) и изобретательность (inventio). Такое отношение к поэзии не имело ничего общего с ремесленным подходом к искусству, оно обосновывало свободу художника, его право на творчество.

     Таким образом, уже в XIV веке у ранних итальянских  гуманистов формируется новое отношение  к искусству как к свободному занятию, как к деятельности воображения  и фантазии. Все эти принципы легли  в основу эстетических теорий XV века.  

      1. Человек как индивидуальность

     Гуманисты Возрождения считали, что возможности  человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному  разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце  концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение  земным бытием – это непременная  часть культуры Возрождения. Гуманисты  Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или  социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство  собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека»  признавалась сильная, талантливая  и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей  судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее  ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению  идей либерализма и общему повышению  уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и  не оспаривающие основных положений  христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее  не вмешивающегося в жизнь людей.

     Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась  в широком использовании античного  культурного наследия. Античная, «языческая»  культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к  культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В  эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей  день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь  людей.

     Заключение

     Основной  причиной возникновения Ренессанса считалась причина экономическая, так как это было время бурного  развития ремесел, возникновения и  укрепления городов (недаром Возрождение  начинается именно в Италии, где  существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической  точки зрения). Экономически свободные  люди для оправдания и обоснования  своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое  давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и  поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия.

     В период раннего Возрождения мыслители приходят к идеи прометеизма т.е. права человека на творение и самоутверждение. Исходя из которой, человек обладает силами творить материальный мир, становиться сотворцом, помощником Бога. Человека признают достойным гордости и самоутверждения, осознания своей силы и жизнерадостности, свободомыслия и свободы слова. Все это дает человеку возможность для проявления своего индивидуализма. Теперь в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы.

     Все это привело к тому, что в этот период эстетика возвращается к античным идеалам. С необычайной силой возродился интерес к Гомеру в творчестве Петрарки. Благодаря его трудам  искусство уже перестало быть простым ремеслом и стало приобретать новый, гуманистический смысл. Но от него не отставал и Боккаччо, написавший труд  в "защиту поэзии" против средневековых нападок на нее. В котором он выступает против обвинения поэзии и поэтов в аморализме, излишестве, фривольности, обмане и т.д. В противоположность средневековым авторам, упрекавшим Гомера и других античных писателей в изображении фривольных сцен, Боккаччо доказывает право поэта на изображение любых сюжетов. Чем подтверждает право человека на свободу мысли и слова.

     Подводя итоги важно отметить, что особенной  чертой этой эпохи является центральное  внимание  к человеку. Человек  рассматривается как одновременно пассивное и активное начало, причина и следствие, объект и субъект ищущий счастье и способный на реальную деятельность в реальном мире.  Бог – это начало всех начал, а человек - центр всего мира.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мос. Гор. Архив. 1996.
  2. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. М., 1977.
  3. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 2006
  4. Любимов А. Ю. Философия. К. - 2007г.
  5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000.
  6. Спиркин А. Г. Философия. Издательство «Гардарики», 2006
  7. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00131203_0.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философские идеи раннего Возрождения