Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:38, реферат
Предмет и метод философии.
Философская система Гоббса
2.1 Предмет и метод философии
Томас Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении "О теле" английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.
Восприняв аристотелевское положение, который считал, что форма сообщает материи качественную определенность, образует из нее ту или иную реальную вещь, схоластика оторвала форму от материальных вещей, превратила ее в идеальную сущность, отождествила с божественным разумом.
Не смотря на то, что Гоббса считают последователем теории Ф. Бэкона, которого К. Маркс и Ф. Энгельс назвали "настоящим родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки", сам Гоббс считает основателями новой философии Коперника творца новой астрономии, Галилея положившего фундамент механики, Кеплера развившего и обосновавшего теорию Коперника, и Гарвея, - открывшего теорию кровообращения и заложившего основы науки об организмах. Если к основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, то это потому, что его метод настолько отличается от метода Бэкона, что он не был даже в состоянии оценить заслуги последнего. Его новый метод, "новая логика", как Бэкон ее сам называет, Гоббсом не признается. "Бэкон является конкретным материалистом, а Гоббс - абстрактным, т.е. механическим, или математическим, материалистом", - так писал Л. Фейербах.
В то время как Бэкон, отбрасывая схоластику, отбрасывает одновременно и рационалистический метод, оперирующий абстракциями и отвлеченными понятиями, и выставляет новый, эмпирический метод как единственно правильный, т.е. посредством опыта и путем индукции: Гоббс признает правильным только то знание, которое получается в результате разума.
Методологическое значение Гоббсова определения философии состоит именно в том, что познание причинно-следственных связей провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки. "Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий". В отличие от Бэкона, у которого предмет философии составляют - бог, природа и человек, у Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело или свойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Отсюда и категорический вывод: "Философия исключает теологию". Философия не приемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научное рассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а на авторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной истины и исходил из признания существования двух равноправных истин: религиозно- теологической и научно- философской.
Философия подразделяется
Гоббсом на две основные части: философию
природы и философию
Таким образом, философская система Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей: учение о естественных телах, учение о человеке и учение о политическом теле, или государстве.
Вместе с тем,
Гоббс включает в свою систему
еще две философские
Уподобление логических операций арифметическим действиям, представляет важную особенность методологии Гоббса и знаменует собой принципиально новый подход к логическому мышлению. Если его предшественник Бэкон недооценил роль и значение математики в исследовании природы, то Гоббс под влиянием натурфилософских идей Галилея и Декарта превратил математику (арифметику и геометрию) в универсальный метод осмысления и познания явлений действительности.
Верный своему утверждению, что все операции разума сводятся, в конечном счете, к сложению и вычитанию, он устанавливает два основных метода доказательств: синтетический, соответствующий сложению и аналитический, соответствующий вычитанию. Философия пользуется обоими методами соответственно задачам, которые она себе ставит.
"Первая философия"
открывает у Гоббса философию
природы, трактуя о