Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:09, реферат
XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие "гуманизм" появляется в середине XV в. и означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином "humanitas"
Характерные черты и этапы философии Возрождения……………………….5
Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли………………………………………………………………………7
Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………22
Социально-философские и политические идеи эпохи Возрождения наиболее полно представлены в творчестве Н. Макиавелли (1469-1527). С его книг – «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» - начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль Макиавелли стремится отделиться от спекулятивного мышления, религии, этики и создать концепцию автономной политики. Ее основными моментами являются: политический реализм, тесно связанный с антропологическим пессимизмом; новая концепция «добродетели» государя; «возвращение к началам», служащая условием восстановления и обновления политической жизни.
В отличие от предшествовавших ему мыслителей Макиавелли руководствуется в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. Он фактически исключил бога из сферы своего анализа общественной жизни, истории и политики. Объектом изучения становится для него мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств. По его мнению, мир людей столь же неизменен, как и мир природы. Это обусловлено особенностями «человеческой природы», неистребимый эгоизм которой с необходимостью требует государственной организации. Эта высшая сила способна поставить эгоизм в определенные пределы. Макиавелли утверждал, что государство есть дело человеческих рук и бог никакого участия в его установлении не принимает.
Макиавелли показывает, что государства возникают, достигают вершин величия и могущества, а затем приходят в упадок и гибнут. Этот круговорот является результатом воздействия судьбы-фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также именем необходимости. Вместе с тем, по его мнению, история зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, как человек сумеет ее понять, приспособиться к ней и противостоять.
С чисто земных позиций он рассматривает религию в качестве явления общественной жизни. Религия, по его мнению, подчиняется законам возникновения, возвышения и гибели. Она выступает необходимой и единственной формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства. Религия должна отвечать интересам управления государством. Таким образом, не только анализ политики отделяется от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям. Политика рассматривается, как самостоятельная область человеческой деятельности. Она имеет свои цели и задачи, независима не только от религии, но и от морали. Более того, моральные соображения всегда подчиняются целям политики. В качестве закона политической морали Макиавелли провозгласил правило «цель оправдывает средства». Эта цель есть общее благо.
Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является итальянская натурфилософия ХVII вв., вобравшая в себя разнообразные, порой противоречивые традиции. Связи натурфилософов с современным им естествознанием был глубоки и многообразны. Несмотря на общую тенденцию натурфилософской мысли, ее характерной особенностью являются индивидуальные отличия и стремление каждого мыслителя создавать собственный вариант картины мира.
К наиболее значительным ее представителям можно отнести Дж. Кардано (1500-1577), Б. Телезио (1509-1588), Ф. Патрици (1529-1593), Т. Парацельса (1493-1541), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639). Под натурфилософией эти мыслители понимали не только философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как книжному знанию схоластов, так и теологическим построениям.
Можно отметить общие черты, присущие всем натурфилософским концепциям Возрождения. Важнейшей из них является пантеизм ренессансной философской мысли. Хотя Бог и сохраняется в качестве творческого принципа, направляющего жизнь природы и человека, однако он мыслится при этом в тесном единстве с ними. Следующей важной чертой натурфилософии является органический взгляд на мир, сущность которого состоит в аналогии между организмом и природой, в понимании природы как живой и изменяющейся. В качестве третьей черты натурфилософии можно назвать идею тождества микрокосма и макрокосма, согласно которой человек, являясь частицей космоса, отражает его в себе. И, наконец, четвертой, хотя, может быть, и не последней чертой можно назвать страстное стремление передовых людей эпохи к овладению силами природы. Это породило их увлечение магией, «тайным магическим искусством» воздействия на природу, включавшим в себя занятия алхимией, кабаллистическую и пифагорейскую игру в цифры и т.п.
Выяснив общие черты натурфилософии, рассмотрим некоторые типичные концепции ее представителей.
Основателем натурфилософии эпохи Возрождения считается Б. Телезио, устраняющийся от церкви и берущий природу в качестве своей единственной путеводной нити. Его предшественником был Д. Кардано, указавший философии на познание природы, на внутреннюю связь всех явлений и на всепроникающее единство живой и одушевленной природы. Свою натурфилософскую систему Телезио изложил в книге «О природе вещей согласно ее собственным началам». Отвергая все авторитеты древности, включая Аристотеля, он выступает против схоластического псевдообъяснения природы путем нагромождения замысловатых терминов. Если природа - единственный объект познания, то чувства, по мнению Телезио, являются его главными руководителями.
В центре натурфилософии находится учение о силах природы и предположение о единстве этих сил. Он считает, что в природе все нужно объяснять из вещества и силы, из материи и присущих ей сил, действие которых состоит в распространении и сокращении. Теплота уже не вещество, а движение или причина движения, следствием ее являются огонь, воздух и вода. Устранив теологические и религиозные вопросы при изучении природы, система Телезио становится вполне монистической и натуралистической.
Задачу натурфилософии Телезио видит в выявлении подлинных, действительных свойств вещей и извлечении этих свойств «из самих вещей» с учетом чувственной очевидности. Такими выведенными из самой природы началами вещей он считает материю и бестелесные активные силы - тепло и холод. Материя придает вещам телесность и массу, тепло и холод дают им свойства и формы. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел» космоса - неба и Земли. Небо есть материя, в которой действует теплое начало, Земля находится в обладании холода. Материальная субстанция неба и Земли едина и небо столь же телесно, как и Земля.
Утверждая физическую, материальную однородность Вселенной и отбрасывая качественное противопоставление небесного и земного мира, Телезио выдвигает положение об однородности пространства. Пространство, по его мнению, является условием существования тел, их вместилищем. Время существует объективно и как длительность совершенно не зависит от движения. В учении о «жизненном духе» Телезио подчеркивает единство всей живой природы, включая человека. Тела животных и человека состоят из тождественных вещей и отличие «духа человека» от «духа животных» лишь в большей «тонкости», «тепле», «благородстве». Разумная душа не свободна от материи, от человеческого тела. Учения о физической однородности пространств и закономерностей, материальной субстанции пролагали путь новой космологии.
Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является пантеистическая натурфилософия Д. Бруно. К его основным произведениям относятся «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Свои теоретические интересы Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии состоит в познании природы. Основой для ее достижения являлось разделение предметов веры и разума, не допускающее вмешательства религии в философскую и научную область.
Проблема соотношения природы и Бога решается Бруно с позиций последовательного натуралистического пантеизма, т.е. растворения Бога в природе. Бог, совпадающий с природой, заключен «в вещах». Он не противостоит природе как творец и создатель, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Максимальное сближение Бога и природы имеет следствием своеобразную реабилитацию материи, которая есть не что иное как «божественное бытие в вещах».
Трактовка природы в произведениях Бруно носит органистический характер, чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Отсюда следует гилозоистическое и панпсихическое истолкование бытия. Бруно признает существование духовного субстрата - мировой души, присущей всему. Она является движущим принципом конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Другим проявлением органицизма было убеждение Бруно не только в одушевленности, но и населенности бесчисленных миров. Он предполагал существование разных форм жизни (чувственной и разумной), отличных от тех, которые имеют место на Земле.
Бруно считал, что основной единицей бытия является монада, которая рассматривается им как телесное и духовное начало, как атом и в качестве математической точки. Верховной субстанцией является монада монад или Бог, в котором совпадают все противоположности. Порождением бесконечной божественной мощи считалась бесконечная вселенная. Вне вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все бытие. Во вселенной все подвержено возникновению и уничтожению и лишь она вечна и неподвижна. Космология Бруно уравнивает Землю и Солнечную систему со всеми бесконечными звездными системами и кладет начало преодолению аристотелевско-схоластического дуализма земного и небесного.
Последним крупным натурфилософом эпохи Возрождения явился Т. Кампанелла, основными сочинениями которого были «Метафизика», «Об ощущении вещей и магии», «Город Солнца». Он боролся против схоластики, отвергал авторитет Аристотеля и призывал к опытному изучению природы. Задачу философии и науки Кампанелла усматривал в их увеличении могущества человека над природой. В трактате «Против языческой философии» он излагает учение о «двух книгах» , из которых мы черпаем истину. Живую книгу природы человек познает с помощью разума и ощущений, этим занимаются философия и наука. Вторая книга - Священное писание, - предметом которой является наставление в вере. При таким подходе к решению проблемы истины достигалась полная независимость философии и науки от религии и богословия при формальном провозглашении их согласия.
Отказ от книжного знания и обращение к природе он понимал как требование эпохи великих открытий.
Понимая сотворение мира, Кампанелла вместе с тем дал такое решение проблемы отождествления природы и Бога, которое оставляло мало места непосредственному божественному вмешательству в жизнь Вселенной. Дав миру общие законы бытия и движения Бог не заботится о частностях.
Кампанелла считал, что каждая ступень реальности одновременно причастна как бытию, так и небытию. Основными свойствами действительности должны быть признаны определяющие свойства человека - мощь, мудрость и любовь. Противополагающими им свойствами, восходящими к небытию, являются немощь, незнание и ненависть. Вторые свойства служат необходимым условием проявления первых.
Материя существует реально, она находится в мире, а не в сознании. Не форма, а материя является основой бытия. «Всеобщую материю» Кампанелла определял как «телесную массу». В отличие от Бруно он не принимает «божественности», активности материи. Бестелесным активным началом он считает тепло и холод. Пространство для него является бестелесной субстанцией, вместилищем материи, а время объективно и состоит из сменяющих друг друга бытия и небытия.
Органицизму Кампанеллы присущ ряд черт. Прежде всего для него характерно качественное истолкование вещей и явлений природы. Другое необходимое выражение органицизма - телеологизм. Признавая множественность миров в едином универсуме, Кампанелла противопоставляет ему Бога как принцип единства, подчиненную бесконечность.
События XVI в. (войны, крупные открытия) глубоко потрясли западноевропейское общество и сокрушили иллюзии гуманистов раннего Возрождения. Появились и получили широкое распространение скептические идеи. Зачинателем ренессансного скептицизма был Эразм Роттердамский (1469-1536), названный еще при жизни королем гуманистов. Его произведения «О свободе воли», «Похвала глупости» сыграли важную роль в развитии европейской общественной мысли. Следуя общему настрою гуманистической мысли, он выступал как непримиримый противник схоластической философии, подвергнув ее осмеянию. Эразм провозгласил новое понимание задач и способов философствования. Бесплодным умствованиям схоластов о мире и Боге он противопоставил гуманистическую систему нравственности, именуемую им «философией Христа». По его мнению, философия должна сместиться «с неба на землю» и решать коренные проблемы человеческого бытия. Профессиональной учености и ортодоксальной серьезности схоластов он противопоставляет свободную игру, полагая, что «забавы христиан должны иметь привкус философии».
Многие гуманистические лозунги Эразм наполняет христианским содержанием. Популярную в эпоху Возрождения «апологию наслаждения» он трактует по-своему. Истинное наслаждение для Эразма состоит в отказе от удовольствий земных, телесных и в духовном воссоединении с Богом. Философский дух концепции «христианского гуманизма» нашел воплощение в «Похвале глупости», которая проникнута пафосом осмеяния «безумия» мира сего во имя «немудрого Божьего». В сочинении Эразма выведены образчики глупости, распространенной в мире - это и ученые, и правители, и священнослужители, и даже сама церковь. Он считал, что философия может признать лишь то, что согласно с разумом, распространяя этот подход и на веру.
Скептицизм Эразма относится не только к догмам схоластики, но и к смыслу ряда темных мест в Священном писании. Глупостью, по его мнению, можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется в безумии мира сего. Похвала глупости оборачивается апологией подлинной мудрости. Фактически «философия Христа» оказывается переработкой христианской этики в соответствии с принципами ренессансного гуманизма. Истинный смысл гуманизма, по мнению Эразма, состоит в обновлении человеческой природы путем возрождения христовых заповедей в душе всякого человека.