Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:30, доклад
Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (16 – 17 века) и Реформации. Философия ВКЛ была ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Вместе с этим отечественные мыслители решают вопросы веротерпимости, соотношения общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых норм общественных отношений.
Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения
Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (16 – 17 века) и Реформации. Философия ВКЛ была ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Вместе с этим отечественные мыслители решают вопросы веротерпимости, соотношения общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых норм общественных отношений. Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:
1)
Философия раннего Возрождения,
2)
Философия Возрождения и
3)
Философия позднего
В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса можно выделить следующие направления:
1) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний и др.). Характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, церковному учению и средневековой схоластике). Концентрируется внимание на проблемах сущности личной веры в Божественное Откровение. Представители этого направления стремились осмыслить демократические идеи христианского Евангелия, осознать такие ценности общечеловеческой культуры, как равенство, братство, человеколюбие;
2) Умеренное реформационно-гуманистическое течение (Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, А.Волан, Л.Зизаний, С.Полоцкий) стремилось к выработке компромиссных форм соединения и согласования античной, средневековой и ренессансной философской и христианско-богословской позиций. Мыслители этого направления активно развивают идеи платонизма, аристотелизма, этические и политические взгляды стоицизма. Данное течение анализирует философскую патристику, но отвергает средневековую схоластику, считая, что последняя выступает идейным оружием контрреформации. Характерна для этого направления актуализация христианско-гуманистических ценностей, творческий синтез идей натурализма и теологии. Преобладает идея ограниченности свободы человека интересами всеобщего блага. Слабостью этого направления стала недооценка значимости и самодостаточности самого философского знания, влияния его на развитие личности и общества.
3) атеистически-гуманистическое направление белорусской философской мысли периода Ренессанса обратилось к материалистическим идеям античности (С.Лован, К.Бекеш, К.Лыщинский). Здесь отвергается идея Божественного откровения, не поддерживается концепция врожденных идей, обосновывается естествено-природное происхождение человека и человеческой морали. Высоко ценит эта философская традиция индивидуальный разум и опыт как основу и средство познания. В период контрреформации умонастроения атеистически-гуманистического направления жестко подавлялись.
Философские
взгляды Ф.Скорины носили ярко выраженный
антропоцентрический характер. Он рассматривал
человека как существо разумное, нравственное
и общественное. Подчеркивал необходимость
непрерывного совершенствования человеческой
природы, так как это будет содействовать
гармонизации общественной жизни. Считал,
что истоки нравственности заключаются
в самом человеке, в его разуме. Сымон
Будный(2) подвергал критике основные
догматы ортодоксального католицизма,
отрицал божественную природу Христа,
бессмертие человеческой души, существование
загробного мира. Считал, что вера может
быть обоснована рациональным способом,
а индивидуальный человеческий разум
является важнейшим средством познания,
при этом познавательные способности
разума ни чем не ограничены. Лев Сапега
обосновывал необходимость создания правового
государства. Он отмечал, что права придуманы
людьми для их общей пользы и созданы теми,
кто находится у власти.
Специфические черты белорусской философии эпохи Возрождения:
-в
отличие от Западной Европы
здесь не получил развития
принцип индивидуальной
-в отечественной философской практике доминирует идея права как одного из основных институтов государственного управления;
-гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации.
В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит (это объясняется тем, что стиль изложения, практикуемый белорусскими мыслителями эпохи Возрождения прост, ясен, доходчив, а идеи общеупотребимы и доступны).
Информация о работе Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения