Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:40, реферат
Целью данной работы является анализ философских позиций некоторых представителей экзистенциализма.
Введение…………………………….………………………….… 2
Основные представители атеистического
экзистенциализма…………………………………………..
3
Феноменологический метод М. Хайдеггера………………….
3
Философская концепция Ж.-П. Сартра……………………… 12
А. Камю: абсурд и бунт…………………………………………. 18
Представители религиозного экзистенциализма: Г. Марсель и К. Ясперс…………………………... 21
Г. Марсель: «Кто я есть?»……………………………………… 21
Экзистенциальная философия К. Ясперса…………………... 23
Заключение……………………………………………………..
28
Список использованных источников…………….
Конечно, это не означает, что Ясперс как теолог отдает выбор, решение, осуществляемое человеком, религии. Выбор определяется «зовом экзистенции», который, конечно, подчинен богу. Здесь обнаруживается трудность, с которой не может справиться философия Ясперса. Она выражается в отсутствии объективного критерия отличия акта свободы от акта произвола, то есть отличия экзистенциального «подлинного хотения» от индивидуального произвола. Поскольку экзистенциальная свобода не имеет определения и невыразима общезначимым образом, постольку с точки зрения «внешнего наблюдателя» поступки экзистенциальные (истинные, свободные) и произвольные (совершенные по корысти, выгоде, жалости и др.) неотличимы. Более того, и самому индивиду трудно судить, поступает ли он свободно или по каким-то иным соображениям.
Эта трудность имеет немаловажное значение для концепции Ясперса. В стремлении вырваться из круга «проклятых» вопросов человек обращается к трансценденции как источнику его существования. Биологически человек смертен, как и другие существа. Но экзистенциальная конечность человека не может быть завершена так же естественно, как органически-биологическая. Только человеческая конечность незавершаема. Только человека его конечность приводит к истории, в которой он впервые хочет стать тем, чем он может быть. Незавершенность есть знак его свободы.
Историчность существования выражается в том, что индивид всегда оказывается в ситуации. Причем понятие «ситуация» в экзистенциализме не рассматривается только как физическая реальность, а как действительность, включающая в себя два момента: действительность, приносящая пользу или вред эмпирическому бытию человека, и действительность, открывающая возможности или полагающая границу. Эта действительность является предметом многих наук. Так, понятие ситуации как среды для жизни живых организмов исследуется биологией; история рассматривает однократные, важные виды ситуаций. Экзистенциализм рассматривает пограничную ситуацию, впервые ее детально исследовал К. Ясперс.
Признаками пограничной ситуации являются смерть, страдание, борьба, вина. В пограничной ситуации оказывается несущественным то, что заполняло человеческую жизнь в ее повседневности. В пограничной ситуации индивид непосредственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию, которая, по убеждению Ясперса, связана с трасценденцией. И только если индивиду эта связь представляется утраченной, он впадает перед лицом смерти в отчаяние. Здесь у Ясперса воспроизводится мотив обретения мужества перед лицом смерти. Трагизм историчности (смертности) смягчается верой и религией.
Такая постановка
вопроса весьма характерна для философии
ХХ века, в ходе которого рухнули
многие иллюзии относительно предназначения
человека. Экзистенциалисты вплотную
поставили вопрос о том, где, в какой сфере
человек может обрести уверенность, то
есть обнаружить свое истинное бытие.
заключение
Итак, основными вопросами, находящимися в поле внимания экзистенциалистов, являются:
– отчуждение человека – проблема, вышедшая на первый план с началом 20 века. Проблемы, принявшие глобальный характер (возможность ядерного взрыва, духовный, экономический, демографический кризисы, заставляют философов задуматься о будущем человечества. Их занимают вопросы поиска собственного Я, преодоления безысходности, обретения свободы, смысла жизни.
– проблемы бытия мира и человека. Философы – экзистенциалисты говорят о неотделимой целостности субъекта и объекта, бытие трактуется как непосредственно данная экзистенция, человеческое существование. Экзистенциализм доказывает, что человек есть, существует, является бытием и через его бытие строится и бытие всего окружающего мира.
– существование и сущность человека. Если сущность предшествует ее существованию, то сущность человека проявляется только в течение его жизни. Человек сам себя превращает в человека.
– человек – уникальное существо. Человеческое Я несводимо ни к духовным ни к телесным составляющим. Глубже всего человек познает свою экзистенцию в пограничных ситуациях. (депрессия, болезнь, приближение смерти и т.п.). Именно в такие минуты человек может познать свое Я и обрести внутреннюю свободу.
Подводя итог вышесказанному, можно привести цитату из статьи М.К. Мамардашвиили: «Экзистенциализм – это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений (хотя и словопрений здесь много). Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности»[8].
1. ,,Бытие и время” Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1.
2. Арендт Х. Хайдеггеру – восемьдесят лет. // Вопросы философии. 1998. №1.
3. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия. М.: Политиздат, 1977.
4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1994.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
6. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1986.
7. Камю А. Избранное. – М., 1969.
8. М.К. Мамардашвили
Категория социального бытия и метод его
анализа в экзистенциализме Сартра // http://philosophy.ru/library/
9. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.
10. Михайлов М. Замечания к переводу В.В. Бибихина работы Хайдеггера “Что такое метафизика” // Логос. М., 1997. №9.
11. Сартр Ж. П. Избранные произведения - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999, с.399
12. Сартр Ж.-П. Пьесы. – М., 1967.
13. Сартр Ж.-П. Стена. – М., 1992.
14. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
15. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
16. Шашков Н.И., Ерохина
Л.Д., Шендерецка А.П.и др. История философии
(конспект лекций)/ Под ред. Ильин А.А.//
http://abc.vvsu.ru/Books/Ist_
17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.