Философская концепция Ж.-П. Сартра

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ философских позиций некоторых представителей экзистенциализма.

Содержание

Введение…………………………….………………………….… 2

Основные представители атеистического
экзистенциализма…………………………………………..
3

Феноменологический метод М. Хайдеггера………………….
3
Философская концепция Ж.-П. Сартра……………………… 12
А. Камю: абсурд и бунт…………………………………………. 18
Представители религиозного экзистенциализма: Г. Марсель и К. Ясперс…………………………... 21
Г. Марсель: «Кто я есть?»……………………………………… 21
Экзистенциальная философия К. Ясперса…………………... 23

Заключение……………………………………………………..
28
Список использованных источников…………….

Работа содержит 1 файл

философия 2.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Конечно, это  не означает, что Ясперс как теолог отдает выбор, решение, осуществляемое человеком, религии. Выбор определяется «зовом экзистенции», который, конечно, подчинен богу. Здесь обнаруживается трудность, с которой не может справиться философия Ясперса. Она выражается в отсутствии объективного критерия отличия акта свободы от акта произвола, то есть отличия экзистенциального «подлинного хотения» от индивидуального произвола. Поскольку экзистенциальная свобода не имеет определения и невыразима общезначимым образом, постольку с точки зрения «внешнего наблюдателя» поступки экзистенциальные (истинные, свободные) и произвольные (совершенные по корысти, выгоде, жалости и др.) неотличимы. Более того, и самому индивиду трудно судить, поступает ли он свободно или по каким-то иным соображениям.

Эта трудность  имеет немаловажное значение для  концепции Ясперса. В стремлении вырваться из круга «проклятых»  вопросов человек обращается к трансценденции как источнику его существования. Биологически человек смертен, как и другие существа. Но экзистенциальная конечность человека не может быть завершена так же естественно, как органически-биологическая. Только человеческая конечность незавершаема. Только человека его конечность приводит к истории, в которой он впервые хочет стать тем, чем он может быть. Незавершенность есть знак его свободы.

Историчность  существования выражается в том, что индивид всегда оказывается  в ситуации. Причем понятие «ситуация» в экзистенциализме не рассматривается только как физическая реальность, а как действительность, включающая в себя два момента: действительность, приносящая пользу или вред эмпирическому бытию человека, и действительность, открывающая возможности или полагающая границу. Эта действительность является предметом многих наук. Так, понятие ситуации как среды для жизни живых организмов исследуется биологией; история рассматривает однократные, важные виды ситуаций. Экзистенциализм рассматривает пограничную ситуацию, впервые ее детально исследовал К. Ясперс.

Признаками пограничной  ситуации являются смерть, страдание, борьба, вина. В пограничной ситуации оказывается несущественным то, что  заполняло человеческую жизнь в  ее повседневности. В пограничной ситуации индивид непосредственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию, которая, по убеждению Ясперса, связана с трасценденцией. И только если индивиду эта связь представляется утраченной, он впадает перед лицом смерти в отчаяние. Здесь у Ясперса воспроизводится мотив обретения мужества перед лицом смерти. Трагизм историчности (смертности) смягчается верой и религией.

Такая постановка вопроса весьма характерна для философии  ХХ века, в ходе которого рухнули  многие иллюзии относительно предназначения человека. Экзистенциалисты вплотную поставили вопрос о том, где, в какой сфере человек может обрести уверенность, то есть обнаружить свое истинное бытие. 

заключение

Итак, основными  вопросами, находящимися в поле внимания экзистенциалистов, являются:

–    отчуждение человека – проблема, вышедшая на первый план с началом 20 века. Проблемы, принявшие глобальный характер (возможность ядерного взрыва, духовный, экономический, демографический кризисы, заставляют философов задуматься о будущем человечества. Их занимают вопросы поиска собственного Я, преодоления безысходности, обретения свободы, смысла жизни.

–    проблемы бытия мира и человека. Философы – экзистенциалисты говорят о неотделимой целостности субъекта и объекта, бытие трактуется как непосредственно данная экзистенция, человеческое существование. Экзистенциализм доказывает, что человек есть, существует, является бытием и через его бытие строится и бытие всего окружающего мира.

–    существование и сущность человека. Если сущность предшествует ее существованию, то сущность человека проявляется только в течение его жизни. Человек сам себя превращает в человека.

–    человек – уникальное существо. Человеческое Я несводимо ни к духовным ни к телесным составляющим. Глубже всего человек познает свою экзистенцию в пограничных ситуациях. (депрессия, болезнь, приближение смерти и т.п.). Именно в такие минуты человек может познать свое Я и обрести внутреннюю свободу.

Подводя итог вышесказанному, можно привести цитату из статьи М.К. Мамардашвиили: «Экзистенциализм – это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений (хотя и словопрений здесь много). Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности»[8].

Список  использованных источников

1.   ,,Бытие и время” Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1.

2.   Арендт Х. Хайдеггеру – восемьдесят лет. // Вопросы философии. 1998. №1.

3.   Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия. М.: Политиздат, 1977.

4.   Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1994.

5.   Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

6.   Камю А. Бунтующий человек. – М., 1986.

7.   Камю А. Избранное. – М., 1969.

8.   М.К. Мамардашвили Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра // http://philosophy.ru/library/mmk/

9.   Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.

10.       Михайлов М. Замечания к переводу В.В. Бибихина работы Хайдеггера “Что такое метафизика” // Логос. М., 1997. №9.

11.       Сартр Ж. П. Избранные произведения - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999, с.399

12.       Сартр Ж.-П. Пьесы. – М., 1967.

13.       Сартр Ж.-П. Стена. – М., 1992.

14.       Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

15.       Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

16.       Шашков Н.И., Ерохина Л.Д., Шендерецка А.П.и др. История философии (конспект лекций)/ Под ред. Ильин А.А.// http://abc.vvsu.ru/Books/Ist_fil/

17.       Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Информация о работе Философская концепция Ж.-П. Сартра