Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:13, реферат
Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представителей философской мысли России западнического направления. Он всегда привлекал внимание историков русской мысли. Правда, ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из "философических писем" напечатанном при жизни автора. Мировой читатель долгое время был лишен возможности узнать развитие и суть философской концепции Чаадаева, так как опубликовано было только одно письмо при жизни.
Философская концепция
П. Я. Чаадаева
Петр Яковлевич
Чаадаев является одним из ярких
представителей философской мысли
России западнического направления. Он
всегда привлекал внимание историков
русской мысли. Правда, ранее интерес
этот вызывался больше одной стороной
его творчества, его скептицизмом в отношении
России, как это выразилось в единственном
из "философических писем" напечатанном
при жизни автора. Мировой читатель долгое
время был лишен возможности узнать развитие
и суть философской концепции Чаадаева,
так как опубликовано было только одно
письмо при жизни. Кроме того, сами письма
считались утерянными и найдены были только
в 1935 г. несколько писем не было опубликовано,
так как в них Чаадаев положительно отзывается
о религии.
Перейдем к изучению
концепции Чаадаева.
Чаадаев является ярко
выраженным религиозным философом,
поэтому войти в систему
У Чаадаева была натура
страстная и сосредоточенная, натура,
искавшая деятельности, - но не внешней,
не мелочной, неслучайной а всецело и до
конца воодушевленной христианством.
Если один из величайших мистиков христианского
Востока(св. Исаак Сирианин) глубоко чувствовал
"пламень вещей", то к Чаадаеву можно
применить эти замечательные слова так:
он глубоко чувствовал "пламень истории",
ее священное течение, ее мистическую
сферу. В теургическом восприятии и понимании
истории – все своеобразие и особенность
Чаадаева. По теургической установке,
Царство Божие строится при живом участии
людей. Основная богос-Царства Божия, понятого
не в отрыве от земной жизни, а в историческом
воплощении, как Церковь. Действие христианства
в истории во многом остается таинственным,
по мысли Чаадаева, ибо действующая сила
христианства заключена в "таинственном
его единстве"(т.е. в Церкви) .
Исходя из теургической
основы своей концепции, Чаадаев
решительно защищает свободу человека,
ответственности его за историю(хотя
исторический процесс таинственен и движется
Промыслом) , и поэтому решительно выражает
против "суеверной идеи повседневного
вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует
Чаадаев религиозный смысл истории, тем
настойчивее утверждает ответственность
и свободу человека. Но здесь его философские
построения опираются на его антропологию,
к краткому изложению которой мы сейчас
и перейдем.
"Жизнь (человека,
как) духовного существа, - писал
Чаадаев в одном из своих
"Философических писем", - обнимает
собой два мира, из которых
один только нам ведом". Одной
стороной человек принадлежит природе,
но другой возвышается над ней, - но от
"животного" начала к "разумному
не может быть эволюции".
Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Человек глубочайше связан с обществом бесчисленными нитями, живет общей жизнью с ним. Без слияния и общения с другими людьми мы были бы с детства лишены разумности и не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычайно важные выводы. Прежде всего, "происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, -иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах, но све