Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:47, лекция
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
1.Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия
отдает отчет в том, что мир
бесконечно сложен, необъятен и бесконечен.
Для философии остается один путь
- понять мир не «вширь», а»вглубь»,
не в многообразии его явлений, а
в единстве его сущности. Тогда
философская картина мира осмысливается
как системно-
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием
бытия, как сущего, неизменного и
единого делает мир серьезным
и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь
от темы бытия, или отрицая ее, философия
порождает нигилистическое
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.
Научная
картина мира (НКМ) — целостная
система представлений об общих
свойствах и закономерностях
действительности, построенная в
результате обобщения и синтеза
фундаментальных научных
В процессе
развития науки происходит постоянное
обновление идей и концепций, более
ранние представления становятся частными
случаями новых теорий. Таким образом,
научная картина мира — не догма
и не абсолютная истина. В то же время,
научные представления
Научная
картина мира существенно отличается
от религиозных представлений о
мире, которые основаны не столько
на доказанных фактах, сколько на авторитете
пророков и религиозной традиции.
Религиозные интерпретации