Философская картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:47, лекция

Описание работы

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 14.04 Кб (Скачать)

1.Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир  бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а  в единстве его сущности. Тогда  философская картина мира осмысливается  как системно-рационализированную  совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом  философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории  фиксируется убеждение человека в существовании окружающего  его мира и самого человека с его  сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают  и исчезают, а мир в целом  существует и сохраняется. Понятие  бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность  и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием  бытия, как сущего, неизменного и  единого делает мир серьезным  и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь  от темы бытия, или отрицая ее, философия  порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек  начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная  система представлений об общих  свойствах и закономерностях  действительности, построенная в  результате обобщения и синтеза  фундаментальных научных понятий  и принципов, а также методология  получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более  ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма  и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о  мире, которые основаны не столько  на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции  мироздания постоянно изменяются, чтобы  приблизить их к современным научным  трактовкам. Догмы разных религий, как  правило, противоречат друг другу, и  эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным  путём).

Информация о работе Философская картина мира