Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:16, реферат
Филосо́фская антрополо́гия (филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Филосо́фская антрополо́гия (филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Свойства, присущие человеку и составляющие предмет философской антропологии.
Однако мы видим,
что вполне возможна подлинная наука,
сводящая знания о человеке в некую
систему более высокого уровня обобщения
и абстракции. Такая наука должна
будет учитывать законы логики и
данные других родов антропологии,
но пойдёт дальше них. Её целью будет
интеллектуальное проникновение в
последние структуры и условия,
благодаря которым могут
философ должен будет применить принятые в психологии и социологии процедуры для того, чтобы контролировать идеологические и эмоциональные факторы. Ему предстоит тщательно отделить единичное (идеографическое , следуя терминологии Баденской школы, Виндельбанда, Риккерта) от универсального (номотетического, в терминах той же школы), чтобы затем осуществить их синтез. При этом философ должен отдавать себе отчёт в ограниченности собственного знания. Но это своеобразие объекта философской антропологии не умаляет её научного характера.
философская антропология ставит тревожный вопрос о том, для чего существует человек. И на этот вопрос может ответить только она или, со своей стороны, теологическая антропология.
Метод
Очевидно, существует некое структурное «Я» — очень сложное и общее всем людям как в психологическом, так и в онтологическом измерениях. Поэтому можно говорить и говорится о «психологическом Я» и «онтологическом Я»: первое — объект эмпирических психологических наук, второе — философии человека, или философской антропологии.Скажем несколько слов о каждом из них. Ибо к «онтологическому Я» можно прийти, отправляясь от многообразной феноменологии «психологического Я», пытаясь определить условия, при которых оно возможно, и достигая, таким образом, последних реальностей личности как таковой. Именно в этом состоит наша задача. По-видимому, наиболее перспективный метод исследования реальности по имени «человек» — это экзистенциальная феноменология, которая исходит из «психологического Я», чтобы затем превзойти его и прийти к «онтологическому Я».
Вглядимся в непосредственные данные сознания, которые могут быть названы феноменами: В первую очередь мы обратим внимание на тот факт, что всякая нормальная личность обладает сознанием своей идентичности,то есть единой и единственной реальности, которая характеризуется постоянством и своеобразием. Такое сознание личность обретает посредством собственных психологических актов: Карл Ясперс точно подметил, что это сознание идентичности есть первая и основная характеристика «психологического Я»5.
Во-вторых, мы узнаём собственное «психологическое Я» в непрерывной последовательности переживаний, ощущений, воспоминаний, представлений, аффектов, эмоций, страхов, желаний и так далее. Многие из этих актов — не все — воспринимаются нами как вполне ограниченные; но в любом случае мы сознаём, что это наши акты, принадлежащие нам как личностным субъектам.
в-третьих, мы говорим,
что психические феномены унифи
И, наконец, отличительная
черта «психологического Я» — его историческая
идентичность. «Я» обладает отчётливым сознанием самотожде
сознание, отражающее
синхронную и диахронную (то есть историческую)
идентичность, сознание присвоения актов
личностью, чувство тотальности, самосознание 9.Так
можно кратко обозначить то, что мы называем
психологическим сознанием, или «психологическим
Я».Философ не может не задаваться вопросом
о бытии этого «Я», Требуется найти глубинные
реальные структуры «психологического
Я» в «онтологическом Я». Человеческое
«Я» — это Dasein, присутствие: существо,
которое стоит перед философом, чтобы
войти в диалог с ним и раскрыть структуру
своего бытия. Эмпирическая психология
и другие гуманитарные науки накопили
огромный материал, но только в первом
приближении систематизируют различные
человеческие феномены. Исследовать по
мере возможного субъект этих феноменов
и его характеристики — значит исследовать
«онтологическое Я». А это уже метод объективной
философской антропологии, потому что
«необходимо свести данные наук в единую
теорию. Этого не в силах сделать частные
науки, в том числе потому, что су