Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:01, реферат
Философией жизни" называют направление западной философской мысли конца XIX--начала XX в., предтечей которого считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, Э. Шпрангера и др.
Введение
1.Анри Бергсон. Жизнь и сочинения
2.Жизнь и сочинения Дильтея
3.Георг Зиммель (1858-1918)
4.Освальд Шпенглер
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Анри Бергсон. Жизнь и сочинения
2.Жизнь и сочинения Дильтея
3.Георг Зиммель (1858-1918)
4.Освальд Шпенглер
Заключение
Список использованной литературы
Введение
"Философией
жизни" называют направление
западной философской мысли
1.
Как явствует уже из названия,
философы данного направления
выдвигают на первый план
2.
Другое критическое
Известно, с каким вниманием Бергсон относился к биологии, с которой тесно связана его концепция творческой эволюции. Ницше, Шпенглер, Зиммель также проявляли большой интерес к биологии.
3. Вместе с тем нельзя отрицать, что скорее не естествознание, а гуманитарные дисциплины -- философия, психология, история, в том числе история духа, науки о языке, культуре, -- образуют проблемный центр исследований философии жизни. И в этом отношении попытки представителей данного направления раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе оказались перспективными. Вместе с работами Дильтея, Шпенглера, Зиммеля в западную философию буквально вторгся специфический историзм, т.е. стремление подвергнуть историю (как исторический процесс и как науку) углубленному исследованию.
4.
Философия жизни внесла
5.
Значительное место в
Историю
философии жизни обычно начинают
с Ницше. И действительно, обращение
Ницше к понятию жизни (о чем
шла речь в главе 1 в начале раздела
о Ницше) важно для этой истории.
Следует учесть, что апелляция
к жизни взамен ориентации на абстрактые
понятия, схемы, системы философии становится
к концу XIX -- началу XX в. лейтмотивом многих
философских направлений и произведений.
Оформление же философии жизни в сложную
концепцию, богатую новыми идеями и исследовательскими
достижениями, связано с именем одного
из самых крупных европейских философов
-- французского мыслителя А. Бергсона.
1.Анри
Бергсон. Жизнь и сочинения
Анри Бергсон, выдающийся французский философ, психолог, писатель, родился 18 октября 1859г. в Париже, где с 1866 по 1876г. учился в лицее, получив прекрасное классическое образование. В 1878 г. Бергсон стал студентом Высшей нормальной школы, а после ее окончания преподавал в лицее г. Анжера, с 1883 г. -- в лицее им. Блеза Паскаля в Клермон-Ферране, а затем в alma mater, Высшей нормальной школе. С 1900 г. Бергсон -- профессор Коллеж де Франс. Его преподавательская деятельность продолжалась до 1914г. Бергсон выступал с лекциями также в Англии, США и других странах. Научные исследования мыслителя были тесно связаны с преподаванием. В 1889 г. философ защитил две диссертации -- "Опыт о непосредственных данных сознания" и "Идея места у Аристотеля". В 1896 г. была опубликована одна из самых значительных работ Бергсона -- "Материя и память".
Лекционные курсы Бергсона вызвали огромный резонанс. На лекциях, посвященных широкому кругу философских, психологических, этических проблем, Бергсон буквально на глазах слушателей формулировал принципы новой философии, впоследствии получившие выражение и развитие в центральном произведении мыслителя -- книге "Творческая эволюция" (1907). Более поздние сочинения Бергсона -- упоминавшаяся ранее "Длительность и одновременность", сборники докладов и выступлений "Духовная энергия" (1919), "Два источника морали и религии" (1932).
Завоевав своими произведениями, лекциями и выступлениями беспрецедентный авторитет в стране и за рубежом, Бергсон, однако, не избежал тяжелых испытаний. В 1911 г. группа националистов-антисемитов начала травлю философа из-за того, что он был евреем. Бергсон предпочитал не отвечать на подобные выходки. Но за него ответила Франция, высоко оценившая его заслуги перед отечеством и мировой культурой. В 1914 г. Бергсон был избран Президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. Бергсон был не только первоклассным мыслителем, но и талантливым писателем. О высокой оценке литературных достоинств его сочинений говорит тот факт, что в 1927 г. Бергсон стал одним из первых философов (но не последним -- за ним этой чести удостоились А. Камю и Ж.-П. Сартр), которому была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Несмотря на то, что католическая церковь вносила сочинения Бергсона в Индекс запрещенных книг, сам мыслитель испытывал все большее влияние католицизма. Согласно написанному в 1937 г. духовному завещанию, философ расценивал католицизм как в целом плодотворное завершение иудаизма. И только предвидение того, что в мире нарастает волна антисемитизма, предотвратило официальный переход Бергсона в католичество: по его собственным словам, он хотел остаться среди тех, на кого завтра обрушатся наибольшие преследования. (Впрочем, по некоторым данным, Бергсон тайно принял католичество.) В годы вскоре разразившейся второй мировой войны подтвердились мрачные предсказания Бергсона. И сам он не избежал притеснений. Это было во время немецкой оккупации. Бергсон простудился, проведши целые часы в немецкой комендатуре в ожидании регистрации, и заболел пневмонией, от которой и скончался. Анри Бергсон умер в Париже 4 января 1941 г. в возрасте 81 года. На погребении французский поэт Поль Валери так подытожил суть философского подвига Бергсона: "Тогда как философы, начиная с XVIII в., находились большей частью под влиянием физико-механистических концепций, наш знаменитый собрат позволил, к счастью, увлечь себя наукам о жизни. Его вдохновляла биология. Он внимательно изучил жизнь и понял ее, и постиг как носительницу духа. Он не побоялся отыскивать в наблюдениях за своим собственным сознанием аргументы, бросающие свет на проблемы, которые никогда не будут разрешены. И он оказал существенную услугу человеческому разуму, восстановив и реабилитировав вкус к медитации, непосредственно приближенной к нашей сущности... Подлинное значение философии -- только в том, чтобы обратить мышление на себя самого. Это усилие требует от того, кто стремится его описать... особого подхода и даже изобретения подходящей для этой цели особой манеры выражения, так как язык иссякает вблизи от своего собственного источника. Именно здесь проявилась вся мощь гения Бергсона. Он дерзнул позаимствовать у поэзии ее волшебное оружие и соединил силу поэзии со строгостью, от которой не терпит отклонения дух, вскормленный точными науками". В Пантеоне на одной из колонн есть надпись: "Анри Бергсону -- философу, жизнь и творчество которого сделали честь Франции и человеческой мысли".
Хотя
Бергсон не оставил особой философской
школы, многие значительные философы,
психологи, естествоиспытатели, литераторы,
художники разных стран испытали
на себе глубокое влияние бергсоновского
учения. "В значительной степени опирались
на концепции Бергсона религиозные эволюционисты
Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, создатели
теории ноосферы; его эволюционное учение
высоко оценивал В. И. Вернадский. Философия
Бергсона оказала воздействие на столь
разных по духу мыслителей, как У. Джеме
(впрочем, влияние здесь было взаимным)
и теоретик анархо-синдикализма Ж. Сорель;
его этико-религиозная концепция вдохновила
А. Тойнби, одного из наиболее известных
социальных философов XX в.". Выдающиеся
писатели М. Пруст и Дж. Джойс также испытали
мощное воздействие идей Бергсона. До
Октябрьской революции философия Бергсона
была весьма популярна в России. Работы
мыслителя переводились на русский язык
вскоре после их публикации. В 1913--1914 гг.в
Санкт-Петербурге вышли в свет вторым
изданием пять томов Собрания сочинений
Бергсона.
2.Жизнь
и сочинения Дильтея
В.
Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе
Биберих, в семье священника. В духе традиций
семьи Дильтей готовился стать протестантским
пастором. Закончив местную школу, он в
1852 г. поступает в Гейдельбергский университет,
откуда после года изучения теологии перебирается
в Берлин. Подталкиваемый желанием отца
видеть в сыне продолжателя своего дела,
Дильтей продолжает занятия теологией
и даже сдает несколько квалификационных
экзаменов, необходимых для церковной
карьеры. Однако вскоре побеждает интерес
к истории и философии. Усердно трудясь,
Дильтей овладевает греческим и ивритом.
Вместе с группой друзей увлекается чтением
Платона, Аристотеля,
Августина и Шекспира, берет уроки композиции. Широкий круг интересов не позволяет ему завершить диссертационный труд ранее 1864 г. До той поры Дильтей еще получает от отца финансовую поддержку, подрабатывая журналистикой и уроками в школе. Вскоре после начала преподавательской деятельности в Берлине Дильтей всего на год принимает кафедру в Базеле, незадолго до того, как туда же был приглашен Ф. Ницше.
В 1868 г. Дильтей стал профессором в небольшом университете города Киля. Найти себя в качестве философа Дильтею удается после того, как его включают в число попечителей архива Шлейермахера. Тридцатисемилетний Дильтей заявляет о себе в научных кругах первым томом монографии "Жизнь Шлейермахера".
Тремя годами позже Дильтей переезжает в Бреслау. Завязывается его дружба с графом Паулем Йорком фон Вартенбургом, землевладельцем, принадлежавшим к знатному аристократическому роду и обладавшим незаурядным философским даром. Их интенсивное интеллектуальное общение, зафиксированное в письмах, в которых граф Йорк, несомненно, задавал тон, в то время как Дильтей зачастую ограничивался сообщениями общего характера, длилось до самой смерти Йорка в 1897 г. (Не только Дильтей обнаружил в графе Йорке неоценимого собеседника. Переписка этих двух мыслителей, вышедшая в 1923г., оказалась важной вехой и для философии того времени. Достаточно упомянуть хотя бы Мартина Хайдеггера, который познакомился с Йорком только по этому источнику и, однако, посчитал затем нужным упомянуть имя графа в "Бытии и времени".)
В 1882 г. Дильтей вернулся в Берлин, в Берлинский университет -- в те годы самый значительный немецкий университет, чтобы занять кафедру философии, в свое время принадлежавшую Гегелю. Это было важным событием для философа. Через год вышел второй труд Дильтея -- "Введение в науки о духе". Работа, однако, остановилась на первом томе. Наброски к следующим книгам появились лишь в в 1914 и 1924 г. в Собрании сочинений Дильтея, а цельный корпус текстов, позволяющих судить о систематическом характере замысла, -- лишь спустя 99 лет после публикации первой книги "Введения". При жизни Дильтей так и остался автором фрагментарных частных исследований, рассеянных по различным академическим изданиям.