Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:51, реферат
Какие только ярлыки ни вешали на него последователи различных политических течений; как только ни использовали его; имморалист, нигилист, фашист, «настольная книжка для Гитлера», враг всего человеческого. Все это и многое другое было сказано про великого немецкого философа Фридриха Ницше. Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит IX-му веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX-го века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации. Изучить Ницше - совсем не то, что изучить, например, того же Омара Хайама. Ницше крайне сложен и противоречив.
Введение…………………………………………………………………………...3
Жизнь и сочинения Ницше……..……………………………………………..5
2. «Жизнь» и «воля» - центральные понятия философии Ницше……………..7
3. Нигилизм. Переоценка ценностей…………………………………………...10
4. «Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека…………………………….12
5. Непрекращающийся спор о Ницше………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
УНИВЕРСЕТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Новгородский филиал
Кафедра
экономики и управления
РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ
Тема:
Философия
жизни Ницше
Филиппов
Максим Николаевич
Великий Новгород
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. «Жизнь» и «воля» - центральные понятия философии Ницше……………..7
3. Нигилизм. Переоценка ценностей…………………………………………...10
4. «Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека…………………………….12
5. Непрекращающийся спор о Ницше………………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Какие только ярлыки ни вешали на него последователи различных политических течений; как только ни использовали его; имморалист, нигилист, фашист, «настольная книжка для Гитлера», враг всего человеческого. Все это и многое другое было сказано про великого немецкого философа Фридриха Ницше. Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит IX-му веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX-го века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации. Изучить Ницше - совсем не то, что изучить, например, того же Омара Хайама. Ницше крайне сложен и противоречив.
Рассматривая различные течения в философии на всем протяжении человеческой истории, можно выделить две основных категории философов.
К первой категории можно отнести философов с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель…
Ко второй категории - философов страстного лирического склада, которые воплощали собой ненасытное искание, к ним относятся Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией его болезненного гения.
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на ушедший ХХ-й век. В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его гордыни. Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие...
Современники
довольно холодно встретили Ницше;
но ученый синклит внимательно следил
за деятельностью юного
Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Эта слава началась внезапно; ведь последние книги его уже никем не раскупались; и вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучи больным, уже ничего не понимал.
Своей
личностью он открывает новую эру.
Анализируя произведения Ницше, мы усматриваем
в них все черты гения старого типа; но
сквозь эти черты, как сквозь маску, в нем
просвечивает и еще что-то, неведомое людям.
Это «что-то» и есть загадка, которую он
предлагает передовым людям культуры.
1. Жизнь и сочинения Ницше.
Выдающийся немецкий философ и писатель Фридрих Ницше прославился еще при жизни. Но тогда это была, по большей части, скандальная слава нигилиста, которую сам философ всячески поддерживал. Кроме того, Ницше, через пятнадцать лет напряженного труда впавший в неизлечимую душевную болезнь, уже не мог разумно участвовать в полемике вокруг своих произведений, так что некоторые его современники и историки мысли просто игнорировали его как «сумасшедшего». В результате наиболее глубокое и, по существу, постоянное влияние ницшеанства пришлось на XX в.
Фридрих Ницше родился 15 сентября 1844 г. в местечке Рекен (близ Лютцена) в семье протестантского пастора. Отец умер, когда сыну было пять лет. Ревностная религиозность, отличавшая жизнь семьи и общины, рано вызвала протест в душе Ницше. Одиннадцатилетним мальчиком он отказался идти к мессе. С юных лет, сначала, вероятно, из-за пресыщения ритуалистикой, а затем и на основе глубоких размышлений стало формироваться характерное для Ницше как мыслителя неприятие ортодоксальных вероисповеданий и богословских учений. Во время учебы в гимназии Наумбурга, а потом в известном интернате «Врата учения», Фридрих Ницше проявил блестящие способности к гуманитарным дисциплинам, быстро осваивал классические языки. С 1864 г. он учился сначала в Боннском, а потом в Лейпцигском университетах, куда последовал за своим учителем Ричлем. Окончив курс как классический филолог, он в 1869 г. сразу получил профессуру в Базельском университете, где преподавал до 1879 г. В 1889 г. Ницше тяжело заболел: всегда напряженное, болезненное состояние тела и духа переросло в неизлечимое психическое расстройство. Написанные с 1873 по 1889 г. сочинения между тем приносили Ницше все большую известность.
Творчество Ницше обычно подразделяется исследователями на три (или четыре) основных этапа. Еще студентом (с 1866 г.) Ницше стал пробовать свое перо в жанре филологических исследований, но более зрелые и известные работы были написаны уже после окончания учебы. К первому этапу творчества Ницше относят произведения, написанные в 1871 - 1876 г. Этот период отмечен прежде всего влиянием Рихарда Вагнера, выдающегося композитора и мыслителя Германии. Сочинения «Рождение трагедии из духа музыки», 1872г.; «"Философия в трагическую эпоху древней Греции», 1873 г.; «Несвоевременные размышления», 1873 -1876 гг., содержали своеобразную заявку молодого автора на философско-эстетические темы, на переосмысление греческого духа и его приспособление к условиям современности.
Кроме захватившего молодого Ницше стремления дать истолкование образов Вагнера приходит еще одно интеллектуальное увлечение - философией Шопенгауэра. Статья «Шопенгауэр как воспитатель» входила в «Несвоевременные размышления». Сам Ницше описывал, какое воздействие на него оказала шопенгауэровская книга «Мир как воля и представление», став для него «зеркалом мира» и «зеркалом души». Некоторое время он верил чуть ли не в каждое шопенгауэровское слово. Однако, «переболев» и Вагнером, и Шопергауэром, Ницше стал пробиваться к собственным, оригинальным идеям, воззрениям, образам.
Книга второго периода «Человеческое, слишком человеческое», 1878-1880 г., знаменовала уже происшедший разрыв со многими прежними влияниями и звала к еще более глубокой, необходимой для всей эпохи переоценке ценностей. К этому же периоду относятся «Утренняя заря», 1881 г., и «Веселая наука» (кн. 1 - 4), 1882 г. В одном из писем Ницше признавался, что раньше он «почитал философов», а теперь решил, что надо самому сделаться философом и подойти к сути человеческой мудрости.
Третий период связан с публикацией или, чаще, созданием главных, «самых ницшеанских» и наиболее популярных, опубликованных впоследствии произведений: «Так говорил Заратустра», 1883-1886 гг.; «По ту сторону добра и зла», 1886 г.; «К генеалогии морали», 1887; «Антихрист», 1888 г.
Иногда
выделяют и четвертый период творчества
- в самый канун сумасшествия, когда были
написаны «Сумерки идолов», «Ессе homo»
(«Се человек»). После создания «Заратустры»
Ницше писал, что «открыл собственную
землю», никому до сих пор неведомую. Но
вскоре снова пришло разочарование: те
сложнейшие и, по его словам, «опаснейшие
вещи, которые он хочет сказать человечеству,
еще не нашли выражения...». Такие взлеты
и падения духа - от восторга к отчаянию
по поводу сделанного им - Ницше испытывал
все время вплоть до погружения в «сумерки»
сумасшествия.
2. «Жизнь» и «воля» - центральные понятия философии Ницше.
Как бы ни менялось отношение Ницше к философии Шопенгауэра, из этой последней он заимствовал интерес к понятию воли, его преобразованию и дальнейшей универсализации. Еще более решительно и неразрывно, чем Шопенгауэр, Ницше связал волю с феноменом жизни. Ницше не только считал волю к власти определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и «внедрял» ее в «самое жизнь». «Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления она представляет, - пишет Ф. Ницше, - эта формула должна в одинаковой мере относиться как к дереву и растению, так и к животному»" («Воля к власти». Афоризм 704). «Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?» - спрашивает Ницше и отвечает: «Из-за власти» (там же). Толкуя жизнь как «специфическую волю к аккумуляции силы», Ф. Ницше утверждает, что жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти» (там же. Афоризм 689). Подобная мифологизация воли, онтологизация (т.е. «внедрение» в само бытие) нерациональной человеческой способности как нельзя более соответствуют всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч, личных исповеданий.
Понятие «жизни» у Ницше не отличается ясностью и содержательной определенностью. Оно скорее носит метафорический характер и раскрывается через волю, волю к власти. Но «внедрение» воли, в частности, воли к власти в самые недра вселенной, апелляция к энергичным волевым импульсам самой жизни - нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка, изобретение одареннейшего философствующего литератора. За этим характерным для философии жизни и ряда других направлений XX в. мыслительным приемом скрываются самые разные устремления, идейные явления. У Ницше с ним связана попытка философски обосновать культ «сверхчеловека» с его гипертрофированной волей к власти.
Толкование жизни, человека, познания, культуры в свете категории «воля к власти» в литературе советского периода объявлялось упрощенным, неверным, а по философскому смыслу лишь волюнтаристско- субъктивистским подходом. Между тем Ницше, во многом следуя тенденциям дарвиновского и последарвиновского естествознания, стремился выявить философский смысл понятия «борьба за существование» - оно в ранних произведениях и стало для него синонимом формулы «воля к власти». Мыслитель отверг свойственное идеалистическим системам «возвышенное» и тем самым оторванное от жизни толкование мира, познания и науки. Надо отметить, что в более поздних произведениях Ницше стал полемизировать с дарвиновской теорией «естественного отбора», особенно резко возражая против тезисов о выживании «наиболее приспособленных» и о лестнице видов как носителей прогресса. Человек как вид не означает прогресса по сравнению с животными. Как особый вид человек также не прогрессирует («Воля к власти». Афоризмы 685, 684-III и др.).
В учении Ницше получила негативную оценку концепция «двух миров», свойственная многим течениям философии, для которых реальный мир жизни заведомо несовместим с «миром для нас», получаемым благодаря научным и философским конструкциям. На деле, утверждает Ницше, мир жизни един, целостен, причем он вечен, что не означает его стабильности, а напротив, предполагает вечное течение, становление, возвращение. К этому исходному представлению о мире философ считает необходимым приспособить трактовку познания, истины, науки.
Истину, учит Ницше, следует понять как орудие жизни, приспособления к действительности, а познание (кстати, тут получает последовательное развитие давняя формула философов и ученых: «знание – сила») - как орудие власти. Чем доказывается истина? - спрашивает Ницше и отвечает: полезностью, удовлетворенной потребностью, а значит, усилившейся властью над природой и другими людьми. Отсюда для Ницше следует вывод: не пренебрегая выгодами познания и науки, следует отказаться от созданного философией нового времени культа науки и научной истины, который стал почти всеобщим для философии и культуры. «Не существовало доселе еще ни одного философа, под руками которого философия не превращалась бы в апологию познания... Все они тиранизированы логикой, а логика есть по своему существу оптимизм», - пишет Ницше в работе «Человеческое, слишком человеческое». Беда в том, что в результате возвеличения науки, познания, логики, их доминирования над жизнью человечество получило не одни только преимущества. По видимости став более сильным, оно оказалось и во многих отношениях более слабым и беспомощным. Мир - в результате «упорного процесса науки» - явился нам как итог «множества заблуждений и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии органических существ, срослись между собой, и теперь наследуются нами как скопленное сокровище всего прошлого - ибо на нем покоится ценность нашей человечности».