Философия жизни А. Шопенгауэра

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:28, доклад

Описание работы

Философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего, в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.docx

— 18.28 Кб (Скачать)

                 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. ШОПЕНГАУЭРА.

 

Философией жизни подразумеваются  те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест  некоторых философов против засилья  гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего, в немецкой классической философии. Представители философии  жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия  отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных  конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия  должна исследовать жизнь.  
С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи.

  Первым представителям философии  жизни был немецкий философ  Артур Шопенгауэр.  Весь мир,  с его точки зрения, представляет  собой волю к жизни. Воля  к жизни присуща всем живым  существам, в том числе и  человеку, воля к жизни которого  наиболее значима, потому что  человек наделён разумом, познанием.  Каждый отдельный человек обладает  своей волей к жизни - не  одинаковой у всех людей. Все  прочие люди существуют в его  представлении как зависящие  от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только  с точки зрения его воли  к жизни, его интересов. Человеческое  сообщество представляет, таким  образом, как совокупность воль  отдельных лиц. Специальная организация  - государство - каким-то образом  соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг  друга. Преодоление эгоистических  импульсов осуществляется, по Шопенгауэру,  в сфере искусства и морали.  
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда, Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был “Трактат о любви”,  Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам.

В “Трактате” Шопенгауэра много  интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это  сильное влечения, возникающее между  двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая  влюблённых, - это проявления воли ещё  не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа “вычисляет”  на уровне организмов двух людей, что  с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное  потомство, и в результате возникает  энергия взаимного притяжения этих организмов.  
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.  
Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.

 Пассивный нигилизм. Первый  европейский опыт переоценки  ценностей разума. Онтология Шопенгауэра  представляет собой учение о  воле как первооснове бытия, «воля к жизни» - непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип, активно действующий, свободный и нецелеустремленный. Эта сила бессмысленна, как и сама жизнь. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни. Воля – стремление без цели и конца. Жизнь человека не более, чем трагикомедия, страдание, венчанное смертью. Кроме смерти, нет у человека иной цели.    

Вторая составляющая мира - воля, некая  иррациональная сила. Воля - порыв к  жизни. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу.

Существует исходный резервуар  волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютная слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как  этот процесс объективный, то в таком  же направлении развивается и  мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так  устроен мир. Философия глобального  пессимизма.

Шопенгауэр говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять  страдания) как об основах своей  философии. Крайне негативно относился  к христианству. Осознав такое  устройство мира человек, может сознательно  укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Человек  должен спокойно смотреть в лицо смерти, ибо воля неуничтожима. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика Шопенгауэра: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Только искусство и мораль способны формировать чувство сострадания, а точнее - создавать иллюзию преодоления эгоизма. Сострадание – тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека. Антропология Шопенгауэра – антипод просветительского учения о человеке. Разум не может быть мерилом человеческого бытия, иррациональное начало – это реальность. Государство и право – факторы, сдерживающие индивидуальную агрессивность. Шопенгауэр критикует, общество массового потребления. Он одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры. Музыка есть посредник между миром воли и миром представления. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр, исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.


Информация о работе Философия жизни А. Шопенгауэра