Философия Запада и Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:14, реферат

Описание работы

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 18.23 Кб (Скачать)

В отличие от философии Запада философия Востока  сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия  Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия  исследует проблему человека с точки  зрения практики, жизнедеятельности  людей, их образа жизни. Поэтому в  ней содержится много более частных  проблем, связанных с самосознанием  человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями  правителям, старшим и младшим  по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение  в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое  бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и  познания.

Восточная философия  развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает  и как собственно философия, и  как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной  методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в  сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

Разработка категориального  аппарата в западной и восточной  философии также имеет свою специфику. В восточной философии органически  воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и "Ригведами": инь - женское начало и янь - мужское начало, их соединение с эфиром - ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов - земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара - перевоплощение, возрождение души, карма - воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза - достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана - высшее состояние, цель человеческих стремлений, "состояние души, освобожденной от оков материи" и др. Конечно, восточная философия использует и традиционно философские категории - движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

Разработка философского категориального аппарата, выражающего  суть философских систем и их борьбу, - заслуга прежде всего древнегреческой философии. Впервые систематически о категориях речь шла в трактате Аристотеля "Категории". Он составил их таблицу на основе изучения предшествующей философской мысли. Эта таблица включает следующие категории: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Таблица категорий Аристотеля оказала определяющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до Нового времени, когда были предприняты попытки изменить ее состав в связи с достижениями философии и конкретных наук.

Имеются различия и в учении о строении материи. В античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками  были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомистики развивает Эпикур и древнеримский философ Лукреций Кар. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы - мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание - форма атома; соприкосновение есть порядок, а поворот - положение. Почему молоко легко пьется? Да потому, считал Демокрит, что оно состоит из "круглых атомов". Почему горчицу "нельзя пить как молоко? Потому, что атомы горчицы "крючковатые" [1]. Так объяснял древнегреческий философ качества вещей и их многообразие. В атомистике Демокрита наряду с наивными объяснениями причинности просматривается стремление увидеть все ту же причинность в самих вещах, а точнее - в атомах. В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставится. В ней материя рассматривается преимущественно как некая "помеха" душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало.

1 Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. С. 97-98

Есть различия в решении проблем познания. В  западной философии познание рассматривается  не только как эмпирическое, чувственное  и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В  восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская  школа ньяя (санскр. буквально - правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание.

Следует отметить, что специфика западной и восточной  философии отчетливо просматривается  при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии  это проблемы "вселенского человека", от которого пошло все прошлое, настоящее  и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так, Конфуций стремится показать необходимость  иерархии социальных структур, строгую  субординацию людей, обращаясь к  Небу, его величию: "Небо определяет для каждого человека место в  обществе, награждает, наказывает..." [1].

Много внимания уделяется в восточной философии  проблеме закона. Одни философы его  отвергали, другие на него уповали. Важнейшей  проблемой является проблема народа и правителя.

В древнегреческой  и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий  спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества.

Во-вторых, ценным при рассмотрении этих социально-философских  проблем является обращение к  человеку в его единстве с обществом. Например, Демокрит пишет: "Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь"; "Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется"; "Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество - весь мир" [2].

1 Конфуций. Древнекитайская  философия, собрание текстов:  В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 194.

2 Демокрит. Политика. Фрагменты и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. С. 167-172.

Платон также  рассматривает социальные проблемы. Его интересует сущность и формы  государства с точки зрения личностных критериев, особенно это относится  к личности правителя. Правитель  должен обладать такими добродетелями, как познание истины, блага, красоты; мудростью, мужеством, справедливостью, остроумием, просветленностью аффектов; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Платон создает  первую в истории человечества теорию идеального государства. Им признаются три его формы: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм выступает  в свою очередь в двух видах: законной и незаконной, или насильственной. Предпочтительнее первый вид, считает  Платон. Лучше всего управлять  государством смогут философы. Об этом он пишет в сочинении "Государство":

"Если же  бедные и неимущие добиваются  доступа к общественным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя и внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан. Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви..." [1].

Свою теорию государства в "Политике" изложил  и Аристотель. Он ставит вопрос: "Для  какой цели возникло государство  и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его  общественной жизни?" И отвечает, что "государство создается не ради того, чтобы жить, но преимущественно  для того, чтобы жить счастливо... Государство появляется тогда, когда  образуется общение между семьями  и родами ради благой жизни, в целях  совершенного и самодовлеющего существования". Что касается государственной власти, то Аристотель называл "три хороших" и "три дурных" формы. К первым он относил те, в которых власть служит обществу: монархию, аристократию, "политию", т.е. власть среднего класса. К последним - тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию [2].

1 Платон. Государство.  Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 3. Ч. 1. С. 270-276.

2 Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 409, 462-466. 469, 471-474, 491-492. 506-508. 571- 575. 604.

В социальной философской  проблематике античности преобладает  этическая тематика: она рассыпана  мудрыми афоризмами, которые заставляют нас задумываться и сегодня. Так, в одних только "Диалогах" Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.

Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, следует  сказать, что она является "душой" его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и  Востока. Дело в том, что философия  охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику  и эстетическую мысль, право и  политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация  Востока несет в себе обращение  к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через  уход от материального мира, что  не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Духовная цивилизация  Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных  направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия  древнего мира оказала огромное влияние  на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Информация о работе Философия Запада и Востока