Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:08, доклад
Идея всеединства является центральной в философии В.Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенноеЕго философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция Соловьева явно противостоит Гегелю.
Идея всеединства
является центральной в философии
В.Соловьева, поэтому всю его систему часто
называют философией всеединства. Она
оказалась для него столь значительной
по многим причинам, одна из них – обостренно
бережное отношение философа к культуре,
стремление сохранить в ней все лучшее,
добытое, не потерять, не утратить приобретенноеЕго
философия начинается с понятия не бытия,
а сущего. Позиция Соловьева явно противостоит
Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева,
т.к. включает в себя лишь противопоставление
небытию, поэтому строить философскую
конструкция можно только на содержательно
богатом фундаменте, а именно, на понятии
сущего, абсолютного первоначала, которое
“имеет в себе положительную силу бытия”.
Абсолютное начало Соловьев называет
абсолютно-сущим, свободно-сущим Богом.
“... божественное начало является здесь
(в мировом процессе) как действующая сила
абсолютной идеи, стремящейся реализоваться
или воплотиться в хаосе разрозненных
элементов... мировая душа, как сила пассивная,
как чистое стремление, первоначально
не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает
идеей всеединства, божественный же Логос,
как начало положительное, как сила действующая
и образующая, в самом себе имеет и дает
мировой душе идею всеединства как определяющую
форму”.[3] Фактически речь идет о новом
способе обоснования идеи креационизма
(творения Богом мира), которая всегда
лежала в основе онтологических взглядов
религиозных мыслителей. Абсолютное начало
мира есть Бог, он же источник его единства,
так можно пояснить это положение Соловьева.
Природа истинно-сущего, которое будучи
началом бытия, заключает в себе все бытие,
поэтому единичное удерживает множественное,
цельное - частное. В Абсолютном сущем,
по мысли Соловьева, содержаться два центра
– абсолютное начало, как таковое, и первоматерия.
Эта идея сравнима с идеей Аристотеля
о форме и материи, как двух первоосновах
бытия. Однако Соловьев иначе понимает
соотношение этих двух начал, а точнее
двух сторон всеобщего первоначального
единства. Для первоматерии, выражающей
начало многообразия, вводится понятие
София (мудрость). Первоматерия. разумеется,
не имеет ничего общего с тем, что современные
ученые называют материей. Включенная
в абсолют, она не может быть ничем иным,
как мировой душой. София, отождествленная
с мировой душой, способна не только на
должное развертывание заложенных в ней
потенций, но и на искажения, если мировая
душа вдруг увлечется излишней самостоятельностью
и уклониться от объединяющего воздействия
Логоса. Эти собственно и объясняется
несовершенство мира. София - это преимущественно
материя абсолютно-сущего, прошедшая путь,
на котором она максимально реализовала
свойственное ей многообразие и вместе
с тем одухотворялась, прониклась началом
единства, обожествилась. София в таком
значении является одним из центральных
понятий онтологической концепции Соловьева.
“ София есть тело Божие, материя божества,
проникнутое началом божественного единства.
Осуществляющий в себе или носящий это
единство Христос, как цельный божественный
организм – универсальный и индивидуальный
вместе, – есть Логос и София”.[4] У Софии,
являющейся как бы представительницей
материального мира, но мира устремленного
к духовному единству и совершенству,
особое место принадлежит идее человека.
“София есть идеальное совершенно человечества”,
- пишет Соловьев. Но София - неразрывная
часть Абсолюта и Бога, ибо без нее нет
деятельности Бога. В Философии Соловьева
человек “совечен” Богу, он отрицает
утверждение, что Бог может существовать
и без человека. Здесь речь идет не о человеке,
как биологическом виде, он появился в
процессе эволюции, а о человеке как идее
бытия, которая заложена в самой основе
мира в целом. Софийный идеальный человек
принадлежит вечности, а она ему, поэтому
он едино с Богом.