Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:21, контрольная работа
Владимир Сергеевич Соловьев по праву считается крупнейшим философом России XIX в. Его творчеству присущи исключительная широта и многообразие тематики, особая теоретическая глубина. В.С.Соловьев сознательно поставил цель разработки самостоятельной философской системы, посвятив делу ее создания всю свою жизнь.
Учение о Софии
Соловьев
был сторонником
Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-мудрости. София – мистическое и довольно смутное понятие, о котором он говорил, что "София — Великое, царственное и женственное Существо", и которое характеризовал несколькими определениями. Итак, София — это 1) "небесное Существо, отделенное от тьмы земной материи"; 2) "истинная причина творения и его цель"; 3) "объединяющая сила разделенного и раздробленного мирового бытия". Иначе говоря, София представляет собой некую Мудрость Бога, которая составляет не только причину, но и цель творения. Таким образом, по мнению Соловьева, София, побудив Всеединое к творению реального мира, продолжает оставаться в этом мире и реализует себя как цель создания реального мира.
София - ключевое понятие системы Соловьева, поэтому его учение носит также название софиологии. Понятие Софии заимствовано Соловьевым из неоплатонизма. Но он своеобразно интерпретирует это понятие. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что мир – это не только творение Бога, безусловно, ему инородное. Основой и существом мира является «душа мира» - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Понятие Софии индивидуализирует понятие Души мира. Всякая душа индивидуальна. Но когда речь идет о душе лишь как об абстрактном понятии, то познать ее во всей полноте невозможно. Для этого ее надо представить конкретно — в виде определенного лица, личности. Абстрактную душу невозможно и любить — любить можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутить или представить наглядно. Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева конкретно-наглядное выражение.
С другой стороны София - символ и наглядный образ любви. Любовь же — то, что объединяет. София и есть объединяющее начало. Мир не рассыпается на отдельные части, хотя и состоит из множества разнообразных и разнокачественных предметов. При внимательном рассмотрении мы видим, что все части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, существует то, что его объединяет. Это София — начало любви.
Наибольшую роль София играет не по отношению к природе как таковой (т.е. взятой вне человека), а по отношению к человеческому обществу и истории. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем не только живущих в настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние.
Соловьев
также показывает в образе Софии —
«тело Христово», или христианскую церковь.
Церковь является обязательным посредником
между Богом и человеком. Вне церкви никакая
вера в Христа невозможна. Церковь есть
соборное объединение людей. Это добровольное
объединение, возникающее на основе общей
веры, общих идеалов и ценностей. Церковь
— это единение в любви. Поэтому церковно-соборное
объединение является положительным образцом
для всякого творческого объединения,
предполагающего не ущемление прав и достоинства
личности, а, наоборот, утверждающего свободу
индивида.
Заключение
В философии В.С.Соловьева возникает идея необходимости единства всего человечества, которую он постоянно проводил в своих работах. Именно поэтому, Соловьев резко выступал против каких-либо различий между нациями и народами, утверждая, что "идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности"; "смысл существования наций не лежит в них самих, но в человечестве…" Соловьев столь же резко выступал против религиозных и конфессиональных различий между народами, утверждая, что необходима единая Вселенская Церковь. По его убеждению, "истинная будущность человечества… есть вселенское братство, исходящее из вселенского отечества чрез непрестанное моральное и социальное сыновство".
В этом отношении становятся вполне понятны размышления Соловьева о месте России во всемирно-историческом процессе. В 1888 году в своем парижском докладе, который представлял краткий конспект большой работы "Россия и Вселенская Церковь", В.С. Соловьев дал совершенно иную трактовку "русской идеи", нежели эта идея была представлена в работах Ф.М. Достоевского. По его убеждению, Россия вовсе не обладает какой-то особенной от всего человечества судьбой. Соловьев утверждал, что смысл "русской идеи" заключается в христианском преображении мира на началах добра, истины и красоты. А для этого русский народ должен отказаться от своей национальности и от своей исторической миссии, как носителя будущего религиозно-общественного возрождения всего христианского мира. Отсюда следует и призыв Соловьева к восточно-западному (православно-католическому) единству в рамках соловьевского же учения о всемирной теократии.
Таким образом, по Соловьеву, "русское" равно "христианскому", а так как христианство не признает деления по национальному признаку ("ни эллина, ни иудея"), то и русские должны забыть о своих национальных проблемах: "Русский народ — народ христианский, и, следовательно, чтобы познать истинную русскую идею, нельзя ставить себе вопроса, что сделает Россия чрез себя и для себя, но что она должна сделать во имя христианского мира, признаваемого ею и во благо всего христианского мира, частью которого она предполагается".
В
целом, философия В.С. Соловьева —
это интереснейшее явление в
истории мировой философской мысли, явление,
еще до конца не познанное и даже таинственное.
Философская система Соловьева оказала
огромное влияние на последующее развитие
русской религиозно-философской мысли,
стала источником творческой активности
для многих русских и зарубежных мыслителей
— Н.А. Бердяева, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких,
Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, П.И. Флоренского
и др. На основе философских разработок
Соловьева возникли целые философские
направления — "философия всеединства",
"софиология". Серьезное влияние
он оказал и на развитие литературного
процесса, в частности на русский символизм,
особенно на поэзию А. Блока и А. Белого.
По мнению исследователей (П.П. Гайденко)
именно Соловьеву русский "серебряный
век" обязан "той мистико-гностической
прививкой, которая во многом определила
атмосферу духовной жизни первых десятилетий
XX в. в России".
Список использованной литературы:
1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций/ А.А.Радугин.- М: Центр, 2001.- 272 с.
2. Щербинин М.Н., Халин С.М., Гусакова Т.Ф. Философия. Учебное пособие/ М.Н.Щербинин, С.М.Халин, Т.Ф.Гусакова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2003.- 575 с.
3. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Отв.редакторы: В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов.- М.: ТОН – Остожье, 2001.- 704 с.