Философия Томаса Гоббса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:30, доклад

Описание работы

Гоббс Томас (1588-1679) - Английский государственный деятель и философ. Родился в графстве Глостершир, в семье, не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

Работа содержит 1 файл

Основные идеи философии Томаса Гоббса.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

Гоббс Томас (1588-1679) - Английский государственный деятель и философ. Родился в графстве Глостершир, в семье, не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году. 

В 1610 году стал наставником  лорда Гардвика из аристократической  семьи Уильяма Кавендиша (впоследствии графа Девонширского). До конца жизни оставался связанным со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского был наставником его сына, путешествовал с ним по Италии (где в 1636 году посетил Галилео Галилея) и в 1637 году вернулся в Англию. 

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние  оказали Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер. 

Гоббс стремился  создать целостную философскую  мирообъясняющую систему, выстроенную  вокруг трёх основных понятий: Человек; Тело; Гражданин. Философия, по Гоббсу, - "познание, достигаемое посредством  правильного рассуждения и объясняющее  действия, или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий". 

При этом, согласно Гоббсу, под рассуждением подразумевается "исчисление". "Вычислить - значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать". Речь у Гоббса шла об операциях с понятиями, складывая или вычитая которые (сумма понятий: "четырёхугольник", "прямоугольный", "равносторонний" - это "квадрат") люди мыслят. 

"Тело", по  Гоббсу, - нечто, имеющее свойства; то, что возникает и гибнет; а  также совокупность определённых  вещей и явлений. Философия  у Гоббса включает философию  природы и философию государства (состоящую из двух разделов: "этика" и "политика"). Для улучшения жизни людей философия, по Гоббсу, призвана постигать явления и следствия из их причин и одновременно, при помощи верных умозаключений познавать причины из наблюдаемых следствий. 

Гоббс отрицал  существование душ как специфических  субстанций, признавал материальные тела в качестве единой субстанции, утверждал, что вера в Бога - плод воображения ("мы не имеем никакой  идеи образа Бога..."). Гоббс отлучил  от философии теологию, учения об ангелах, любые знания - продукты "божественного внушения и откровения". Познание вырастает из ощущений (либо непосредственно данных либо в виде воспоминаний, сохраняющихся благодаря конвенциально конструируемым знакам и именам). Индивидуальное познание смутное, хаотичное, имманентно слабое. Чтобы не тиражировать уже единожды осуществленный опыт относительно предмета или явления, человек создаёт "метки", фиксирует их, воспроизводя в нужном случае. Так происходит аккумуляция знаний. 

Познание становится цельным, перманентным процессом. Как  существо общественное человек преобразует "метки" в "знаки": "первые имеют значение для нас самих, последние же - для других". Мышление оперирует с "реальностями знаков" - именами. Общие понятия, согласно Г., - "имена имен". Время, по Гоббсу, "образ движения" в его последовательности. "Реальностью познания" выступает речь. Все эти интеллектуальные явления связывает главное - согласие людей относительно их содержания и смысла. Речь предоставляет человеку мощь "имен числительных", возможность взаимного обучения и обмена опытом, транслировать в обществе разнообразные приказы и распоряжения. "Философия природы" Гоббс демонстрирует очевидную тенденцию к семиотичности и номиналистическую ориентацию. 

По Гоббсу, "за исключением имени нет ничего всеобщего и универсального, а следовательно, и это пространство вообще есть лишь находящийся в нашем сознании призрак какого-нибудь тела определённой величины и формы". Человек - часть природы и подчиняется её законам. "Естественный закон - есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни". Собственность - продукт труда и как последний атрибутивна человеческой природе. Воля человека (в отличие от его поступков, обусловленных лишь природой людей) достаточно жёстко детерминирована универсальной причинностью. 

Вначале природа  человека проявляется в эгоизме, в естественном состоянии "войны всех против всех" V (bellum omnium contra omnes), не выгодной ни для кого. Люди объединяются в государство при помощи "общественного договора" и подчиняются власти, чтобы получить защиту и возможность гуманной жизни без гражданских войн.

Гоббса интересовала внутренняя логика и основы тех кратких  стадий социальной жизни, которые можно  было бы обозначить как гражданское  согласие. Для достижения последнего оправданы даже ограничение и  корректировка исконных характеристик природы людей - неограниченной свободы и абсолютного беспредпосылочного равенства. Благо народа - высший закон государства, сторонником сильной, разумной и законной власти которого и был Гоббс. 

Общественный  закон суть совесть гражданина. Страх перед невидимыми силами, признаваемыми государством, - религия. Аналогичное чувство перед невидимыми силами, игнорируемыми государством, - предрассудки. Жестко отстаивая право мыслителя на свободу слова перед власть предержащими, Гоббс писал: "Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии".Основные идеи философии Томаса Гоббса. Роль, функции и специфика философии.

Информация о работе Философия Томаса Гоббса