Философия становление и предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:35, доклад

Описание работы

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее.

Работа содержит 1 файл

Философия становление и предмет.docx

— 20.57 Кб (Скачать)

Философия становление и  предмет

Первые попытки  человека осмыслить окружающий его  мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести  к тому периоду человеческого  существования (предположительно, его  можно датировать пятым-четвертым  тысячелетиями до нашей эры), когда  человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно следствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, (Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости,  то есть Понятие философия в буквальном смысле означает любовь к мудрости). То есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло. Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции. 

Как правило, это  были литературные памятники, в которых  в мифологической форме высказывались  наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его  осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных  связей и не оказывали взаимного  влияния, что предполагает их изолированность  друг от друга, а, следовательно, в философском  плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия  достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в  последующем преобладающее воздействие  на развитие человеческого общества. В немалой степени этому способствовали дошедшие до нас в немалом количестве сочинения древнегреческих мыслителей, поставленные в них проблемы, и  высокий уровень их философского анализа.

 Оно возникло  в Древней Греции много десятилетий  спустя после появления философствующих  людей. Кстати, подобное характерно  для любой формы человеческой  деятельности. Сначала зарождается  явление, какое-то время уходит  на его развитие и становление  и лишь затем для его обозначения находится адекватное понятие. Традиционно принято считать, по крайней мере в отечественной историко-философской литературе, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека. Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как “стремление к постижению многих вещей” (Гераклит). Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Функции философии

 Великий немецкий  философ Г. Гегель назвал философию  «квинтэссенцией духовной жизни  человека». Что же обеспечивает  ей такую важную роль и какие функции в жизни человека и общества она выполняет?

 Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

 Во-вторых, философия  выполняет гносеологическую функцию.  Она изучает сущность познавательного  процесса, его общий механизм, возможности  и границы познания. Важнейшей  проблемой познания является  вопрос об отношении знания  и реальности, тесно связанные  с ним вопросы об истине, путях,  формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и  иррационального, познания и понимания,  знания и веры и т.д. Философия  помогает в решении этих проблем,  определяет общую логику познавательного  отношения человека к действительности.

 В-третьих, философия  выполняет идеологическую функцию.  Она исследует духовные ценности  и их соотношение с миром  реальности. Что именно человек  или общество понимает под  духовными ценностями, как они  формируются, изменяются, от чего  зависят системы ценностей, какое  влияние они оказывают на поведение  человека, на отношения в обществе  – эти вопросы по-разному решают  разные философские теории. Их  задавали люди с тех пор,  как только почувствовали себя  существами разумными, но именно  философский анализ этих проблем  сыграл огромную роль в том,  что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или  национальные все чаще приобретают  первостепенное значение не только  в сознании людей, но и во политике государств.

В-четвертых, философия  выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон  сравнивал метод с фонарем, который  освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции  были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной  науки очень важными являются вопросы разработки логического  аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического  и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и  для того, чтобы осмыслить новые  принципиальные научные факты и  выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает  как метод исследования, то есть основной способ, научное основание  изучение.  

Структура философии 

Согласно сфер реальности выделяют:

философия природы, мира и космоса:

- онтология 

- натурфилософия 

- космология

философия общества и общественной истории:

- социология 

- социальная философия 

- философия истории 

- культурология

- етнофилософия

философия самого человека с его особенностями, способностями  и свойствами:

- философская антропология 

- антропософия 

- структурная антропология 

- социобиология

философия духовной сферы или интеллектуальных процессов:

- логика 

- гносеология 

- этика 

- эстетика 

- философия религии 

- философия права 

- история философии 

- ноология 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  и место философии  в культуре.

Теоретическое ядро мировоззрения составляет философия, но мировоззрение не обязательно  есть философия. Помимо философского, принято говорить о мифологическом, религиозном, моральном, эстетическом, научном мировоззрениях. Центром каждого из них являются определенные категории. Например, главным понятием религиозного мировоззрения выступает некое сверхъестественное ценностное начало, морального - добро и зло, эстетического - красота, научного - истина. Самой ранней формой понимания мира является мифология. Мифы - это чудесные истории разных народов о богах и героях. В них мы находим первые попытки людей разгадать тайны жизни, ее происхождения, ответить на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека.

Эгоцентризм, переносивший на остальной мир черты общества и самого человека, стал наиболее распространенной особенностью мифологического сознания и получил название социоантропоморфизма. Антропоморфизм, например, широко проявился в представлениях о возникновении мира как о его рождении. Социоморфизм виден в образцах вавилонской мифологии, в которой Вселенная отождествляется с государством, представляя собой примитивную демократию.

Важнейшие мировоззренческие  вопросы - о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, добре и  зле, о судьбе, - нашедшие отражение  в мифах, были унаследованы религией и философией.

Религия (от лат. religio - "благочестие") - такая форма мировоззрения, которая организует человеческое поведение в соответствии с некоторым высшим смыслом. В отличие от мифа, в котором земное и сверхъестественное тесно взаимопереплетены, религия противопоставляет, разводит природу и Бога, который стоит над природой и вне природы, и высшие ценности переносит в потусторонний мир, в "вечную", а не земную жизнь. В течение многих тысячелетий (по последним научным данным религия возникла примерно 40-50 тыс. лет назад) религиозные верования носили политеистический характер, то есть у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них (буддизм, христианство, ислам) становятся мировыми. Мифологическая и религиозная формы мировоззрения были первыми из известных мироощущений человеком окружающего его мира Они выступали не столько формой понимания явлений, предметов, событий, сколько помогали человеку ориентироваться в мире и объяснять происходящее. Философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Философия возникает практически одновременно на Востоке и на Западе в о веке до н.э., когда традиционные религиозно-мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить мировоззренческие запросы людей. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Философия учила человека не принимать все на веру, призывала к самостоятельному размышлению. Философия стала рационально-теоретическим мировоззрением, фундаментом для которого являются позиции разума, интеллекта Логический анализ и обобщения на основе наблюдений, выводы и доказательства вместо фантастических сюжетов и образов характерны для философии. Религия же не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума.

Итак, философия, в  отличие от религии, опирается на разум, а не на веру. Она нуждается  в свободе, нескованности какими-то авторитетами, в то время как религии необходим авторитет вероучения, церкви. Философия невозможна без знания, религия же основывается, прежде всего, на интуиции.

Положение, которое  философия занимает в истории  интеллектуального развития человечества, в немалой степени определяется тем, что она является и мировоззрением, и исследованием. В этом последнем  отношении она в принципе может  быть подобна любой другой науке. В связи с этим имеют место  два противоположных подхода  к пониманию соотношения философии  и науки.

С точки зрения одного подхода, философия рассматривается  как такое исследование в только что складывающихся областях знания, в процессе которого это знание доводится  до уровня, когда его дальнейший рост начинает обеспечиваться наукой. Так происходит отпочкование физики, биологии, психологии, социологии и  других наук от философии. В таком  случае философия не является наукой, она есть нечто предшествующее ей, всегда менее совершенное. И когда  появляется наука, философия уступает ей место. С другой точки зрения, философия выступает интегральным обобщением научных данных и определяется как наука о наиболее общих  законах бытия, общества и мышления. В этом случае уже наука оказывается  в подчиненном положении у  философии. Аргументы в пользу того, что философия стоит над науками, исходят уже от Аристотеля и сводятся обычно к тому, что философия занимается более общими вещами, нежели конкретные науки. Аристотелевское понимание  философии подразумевает, что мир  организован строго иерархически и  исчерпывающе описывается дедуктивной  процедурой выведения более низких уровней из более высоких. Но если исходить из того, что различные уровни организации материального мира обладают собственными законами функционирования, то философия автоматически лишается статуса науки наук.

Цель ученого заключается  в том, чтобы дать адекватную картину  некоторой части действительности, показать, как она устроена и функционирует. Философские же вопросы относятся  не к предмету конкретной науки, а  к принципам получения и организации  конкретного знания и его месту  в системе знаний о мире. Другими  словами, философия анализирует  не действительность как таковую, а  только то, как эта действительность представлена в человеческом знании. Специфика философии заключается  в том, что она имеет дело с  явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Сама же философия не дает нового знания, она  дает возможность нового видения  имеющегося знания. В этом смысле философия  по своему предмету не может пересекаться ни с одной го научных дисциплин. Даже когда философия определяется как наука о действительности в целом, то речь идет не об охвате всех знаний, накопленных науками, а о  выработке позиции, позволяющей  увидеть мир как нечто единое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. 

Информация о работе Философия становление и предмет