Философия средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 05:52, контрольная работа

Описание работы

Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею были утрачены. Раньше философия выступала "законодательницей моды" в области духа (культура, политика, педагогика и т.д.) являясь неотъемлемой его частью, его сердцевиной. Средние века дышали другими идеями: уже в первые столетия до новой эры и новой эры у европейских племен на Ближнем Востоке появились новые учения, основу которых составляли - Ветхий завет, а позже и Новый завет. Переселение и расселение этих племен на бывших территориях древней Греции сопровождалось распространением христианского учения.

Содержание

1. Теоцентризм средневековой философии.
2. Раннехристианская философия Августина.
3. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

Работа содержит 1 файл

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж КР по Философии.docx

— 38.35 Кб (Скачать)

III. Учение о гармонии веры и разума Фомы Активинского

Фома Аквинский (Томас Аквинат) виднейшим представитель схоластики, годы его жизни: 1225-1274. Он выходец из состоятельной семьи, родился в Неаполитанском королевстве близ местечка Аквино - отсюда и приставка к его имени. Фома был монахом доминиканского ордена, преподавал теологию в Парижском университете и в доминиканских школах Италии. Он является автором обширных трудов, за что после смерти был объявлен "ангельским доктором" и причислен к лику святых.

В своем вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же приходит к истине посредством опыта и разума. Источником истин откровения и истин разума является Бог, поэтому нет противоречий между религией и разумом. Вера и религия возвышаются над знанием, философией. Религия и философия совершенно самостоятельны, но христианство обращается к философии с тем, чтобы с ее помощью сделать свое учение более доступным и понятным для верующих.

Фома Аквинский писал: «Что наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология - на откровения и Священное Писание. Но это различие не исключает их связи. Религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру в них. Наш разум бессилен в доказательстве некоторых религиозных догматов (о Сотворении мира из ничего, о Страшном Суде). Эти истины сверхразумны, а не противоразумны. А противоречия возникают из-за неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом - верой. Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога...»

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

• вера и разум  – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум  одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум  дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать  рационально (разумом), и то, что разумом  непознаваемо;

• разумом можно  познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются  рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и  теология — разные науки;

• философия может  объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать  только теология.

Истины науки  и истины веры не могут противоречить  ​друг другу; между ними существует гармония.

Фома пытался  обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано  им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами  творения мира из ничего, и с учением  о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского  бога, сотворившего мир, как о том  повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность (существование  и суетность). Фома, тем не менее, не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акцидетнций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей ступени  бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis) ; сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри, - таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens) , поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному приходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata) . Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

Вывод: В мире Фомы подлинно сущими оказываются, в конечном счете, индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и, кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Августин. О граде Божьем// Философия истории: Аннтология. – М., 1994.
  2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1991.
  3. Библейская энциклопедия. –М., 1990.
  4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. – М., 1995.
  5. Краткая философская энциклопедия.-М., 1994.
  6. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М.,1994,
  7. Современный философский словарь./ Под ред. В.Е. Кемерова. М.,1996.
  8. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1981.
  9. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.
  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия средних веков