Философия Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:30, реферат

Описание работы

Теоцентризм и креационизм средневековой философии, ее основные представители. Первые опыты христианской герменевтики, основанной на единстве философско-теологических принципов. Реализм в философии, его известные последователи.

Работа содержит 1 файл

философия ср.веков.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

ОРИГЕН

    (Origenus) (ок. 185 — 253 или 254) — христианский теолог, философ и ученый, представитель ранней патристики. Изучал антич. философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.  
    Перечень соч. О. включал около 2000 «книг» (в антич. смысле слова). В работе по критике текста Библии О. выступил как наследник александрийской филологической традиции и одновременно как основатель библейской филологии. Философия О. — стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, О. вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трех смыслах Библии — «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном) и «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира Богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут др. миры. Эсхатологический оптимизм О. отразился в учении о т.н. апокатастасисе, т.е. о неизбежности полного «спасения», просветления и соединения с Богом всех душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере адских мук. Доктрина О. об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4—6 вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у О., напр., впервые встречается термин «богочеловек»). В эпоху расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О. за «еретические» мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов антич. философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ). В 543 О. был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители Средневековья.

Философия: Энциклопедический  словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Росцелин

В 11 веке ведущим представителем крайнего номинализма был Росцелин, согласно которому реально существуют лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) это лишь звуки нашей речи и не более того. Однако, это вошло в противоречие с догматами церкви, и он вынуждне был отречься от своего учения.

Ансельм Кентерберийский

Представителем крайнего реализма был Ансельм Кентерберийский. Согласно Ансельму такие общие понятия  как добро, истина, справедливость –  существуют реально сами по себе как  таковые, вне зависимости от отношения  добра к добрым людям, истины –  к истинным суждениям и т.п. Более  того, эту позицию Ансельм использовал  для доказательства существования  Бога. Он исходил из следующего: из того, что в нашем сознании присутствует идея или общие понятия о безусловно совершенном существе — Боге, отсюда с необходимостью следует, что Бог  реально существует. Доказывает существование  Бога из самого понятия Бога. Это  в дальнейшем получило название онтологического  доказательства бытия Бога.

Пьер  Абеляр

Абеляр решает проблему общего и единичного следующим образом. Реально существуют только единичные  вещи, однако среди них есть сходные  вещи, на этом основана возможность  универсалий. Когда мы делаем утверждение  о многих вещах, то это утверждение  относится не к самим вещам, а  к словам, которыми мы их называем. Общие  понятия, также это идеи в его  трактовке, существуют реально, но в  уме Бога, взирая на которые он творит вещи – последнее способствовало развитию умеренного реализма.

Альберт Больштедтский

Альберт Великий: он, решая проблему общего и единичного, заимствует решение частично у Авиценны.

Решение следующее: общее  существует до вещей, как идеи в уме  Бога, общее так же существует и  в самих вещах, как единое во многом, и общее существует после вещей  как отвлеченные понятия о  вещах в человеческом уме.

Дунс Скот

Дунс Скот весьма своеобразно решает эту проблему. Согласно ему общее не является только продуктом человеческого ума, оно имеет основание и в самих вещах, но он подчеркивает, что все формы: родовые, видовые и единичные изначально существуют в уме Бога. Общее существует и в самих вещах в качестве их сущностей и после вещей в качестве понятий, которые наш ум отвлекает от этих сущностей (сущностей вещей).

Уильям Оккам

Информация о работе Философия Средневековья