Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:30, реферат
Теоцентризм и креационизм средневековой философии, ее основные представители. Первые опыты христианской герменевтики, основанной на единстве философско-теологических принципов. Реализм в философии, его известные последователи.
ОРИГЕН
(Origenus) (ок. 185 — 253 или
254) — христианский теолог, философ и ученый,
представитель ранней патристики. Изучал
антич. философию (по некоторым сведениям,
в школе Аммония, из которой вышел также
Плотин). С 217 возглавлял христианскую
школу в Александрии, но в 231 подвергнут
осуждению со стороны александрийской
и др. церквей, после чего перенес свою
преподавательскую деятельность в Палестину
(в г. Кесарию). Во время очередной волны
антихристианских репрессий был брошен
в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых
вскоре умер.
Перечень соч. О. включал около 2000 «книг»
(в антич. смысле слова). В работе по критике
текста Библии О. выступил как наследник
александрийской филологической традиции
и одновременно как основатель библейской
филологии. Философия О. — стоически окрашенный
платонизм. Чтобы согласовать его с верой
в авторитет Библии, О. вслед за Филоном
Александрийским разрабатывал доктрину
о трех смыслах Библии — «телесном» (буквальном),
«душевном» (моральном) и «духовном» (философски-мистическом),
которому отдавалось безусловное предпочтение.
Сотворение мира Богом О. толковал как
вечно длящийся акт: прежде этого мира
и после него были и будут др. миры. Эсхатологический
оптимизм О. отразился в учении о т.н. апокатастасисе,
т.е. о неизбежности полного «спасения»,
просветления и соединения с Богом всех
душ и духов (как бы независимо от их воли),
включая дьявола, и о временном характере
адских мук. Доктрина О. об аскетическом
самопознании и борьбе со страстями оказала
сильное влияние на становление монашеской
мистики в 4—6 вв., а выработанная им система
понятий широко использовалась при построении
церковной догматики (у О., напр., впервые
встречается термин «богочеловек»). В
эпоху расцвета патристики приверженцами
О. были Евсевий Кесарийский, Григорий
Назианзин и особенно Григорий Нисский.
Др. теологи резко осуждали О. за «еретические»
мнения (учение об апокатастасисе) и за
включение в состав христианской догмы
несовместимых с ней тезисов антич. философии
(в частности, платоновского учения о предсуществовании
душ). В 543 О. был объявлен еретиком в эдикте
императора Юстиниана I; однако влияние
его идей испытали многие мыслители Средневековья.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
В 11 веке ведущим представителем крайнего номинализма был Росцелин, согласно которому реально существуют лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) это лишь звуки нашей речи и не более того. Однако, это вошло в противоречие с догматами церкви, и он вынуждне был отречься от своего учения.
Представителем крайнего
реализма был Ансельм Кентерберийский.
Согласно Ансельму такие общие понятия
как добро, истина, справедливость –
существуют реально сами по себе как
таковые, вне зависимости от отношения
добра к добрым людям, истины –
к истинным суждениям и т.п. Более
того, эту позицию Ансельм
Абеляр решает проблему общего и единичного следующим образом. Реально существуют только единичные вещи, однако среди них есть сходные вещи, на этом основана возможность универсалий. Когда мы делаем утверждение о многих вещах, то это утверждение относится не к самим вещам, а к словам, которыми мы их называем. Общие понятия, также это идеи в его трактовке, существуют реально, но в уме Бога, взирая на которые он творит вещи – последнее способствовало развитию умеренного реализма.
Альберт Великий: он, решая проблему общего и единичного, заимствует решение частично у Авиценны.
Решение следующее: общее существует до вещей, как идеи в уме Бога, общее так же существует и в самих вещах, как единое во многом, и общее существует после вещей как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме.
Дунс Скот весьма своеобразно решает эту проблему. Согласно ему общее не является только продуктом человеческого ума, оно имеет основание и в самих вещах, но он подчеркивает, что все формы: родовые, видовые и единичные изначально существуют в уме Бога. Общее существует и в самих вещах в качестве их сущностей и после вещей в качестве понятий, которые наш ум отвлекает от этих сущностей (сущностей вещей).