Философия Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является рассмотрение основных философских взглядов Сократа.

Содержание

Введение
Глава 1. Краткая биография
Глава 2. Философия Сократа
Глава 3. Философский метод Сократа
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  государственный университет экономики  и торговли

им. М. Туган-Барановского 

Кафедра философских наук 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

на тему: 

«Философия  Сократа» 
 
 
 

Выполнила:

студентка 2 курса

група ТКДП-10а

Медведкова  Ирина 
 
 
 
 
 

Донецьк-2011

 

Содержание

Введение

Глава 1. Краткая  биография

Глава 2. Философия  Сократа

Глава 3. Философский  метод Сократа

Вывод

Список литературы

 

Введение

     В истории философии, пожалуй, нет  фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая пьесой российского драматурга Э. Радзинского «Беседы с Сократом».

     О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее  в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил письменного наследства. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана).

     Сократ  – великий античный мудрец, "олицетворение  философии", как назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли.

     Слава, которой Сократ удостоился еще при  жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

     С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской  культуры, суть которого хорошо передал  Гегель словами о том, что место  оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

     Целью написания данного реферата является рассмотрение основных философских взглядов Сократа.

 

Глава 1. Краткая биография.

  • Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры.
  • Отец Сократа, Софроникс, был каменотесом и, вероятно, зажиточным человеком. Мать Сократа, Фенарета, была повитухой.
  • Обучает Сократа Анаксагор из Клазомен, друг семьи, один из самых знаменитых в то время философов, обучавший также Перикла.
  • Примерно 440 год до нашей эры – в Афинах эпидемия чумы во время которой Сократа посвящают в мистерии Эроса.
  • 433 год до нашей эры – начало Пелопонесской войны (воюют Афины и Спарта, позже в конфликт втягиваются все греческие государства). Сократ уходит на войну.
  • Уже пожилым человеком Сократ (возможно, второй раз в жизни) вступает в брак с Ксантиппой, женщиной, до сих пор известной благодаря своему сварливому характеру. Несмотря не это, в браке рождается трое детей.
  • 406 – 405 годы до нашей эры – Сократ, до этого старавшийся не принимать участия в политической жизни Афин, становится членом афинского Совета пятисот. Судят полководцев, одержавших победу в битве у Аргинусских островов. Здесь Сократ отличается тем, что сначала с группой единомышленников, а потом и один, выступает против несправедливо вынесенного смертного приговора.
  • 404 год до нашей эры – Сократ снова проявляет свою нетерпимость к произволу властей и несправедливости. Он отказывается подчиниться приказу Тридцати тиранов, только что пришедших к власти в Афинах, арестовать невиновного человека, которого правители посчитали своим врагом. Согласно собственным философским суждениям, Сократ безбоязненно критиковал всех властителей, кто был сторонником насилия и несправедливости.
  • 399 год – суд Афин выносит Сократу смертный приговор. Его обвиняют в том, что он «придумывает новых богов» (Сократ считал, что существует лишь единый бог) и «развращает молодежь» (передает собственные суждения ученикам). Сократ не признает своей вины. По закону в течение 30 дней после вынесения приговора он должен находиться в тюрьме. Ученики пытаются вызволить его оттуда, готовят побег. Сократ отказывается бежать. По истечении положенного срока он выпивает чашу с ядом цикуты и тут же умирает в окружении своих учеников.

 

Глава 2. Философия Сократа

     В обыденной жизни Сократ не был  похож на своих современников. Их заботы о хлебе насущном, об общественном признании, о достижении материального благосостояния, характерные для обыкновенных людей, были далеки от интересов Сократа. Зато в разных местах Афин можно было увидеть его — с всклокоченными волосами и бородой, в заплатанном хитоне, — о чем-то беседующим с согражданами. В этих беседах Сократ пытался понять сам некие непреходящие истины и показать их другим.

     Философия Сократа — это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он показал современникам и потомкам в чем заключается истинный смысл бытия человека.

     Проблема смысла жизни — вот главное, что занимало Сократа. Для чего живет человек? В чем суть человеческой личности? Что есть добро и что есть зло? Все эти вопросы — основные для Сократа. По сути дела, Сократ стремился познать истинное содержание общепринятых в Древней Греции «гражданских добродетелей», моральных ценностей и придать им абсолютное, непреходящее значение. Потому он по праву считается создателем первой в европейской истории нравственной философии.

     Сократ  совершил своего рода переворот в  древнегреческом сознании, ибо для него настоящие жизненные ценности заключались не во внешних обстоятельствах, к которым так стремится большинство людей — богатство, высокое положение в обществе и т.д. В понимании Сократа истинные «гражданские добродетели» содержатся в самом человеке — в способностях его души. Раскрыть эти способности, по мнению Сократа, значит познать сущность человеческой личности. И потому основное занятие человека в жизни — это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения.

     В отличии от популярных в то время  философов-софистов, Сократ признавал  существование объективной истины. Все его философские рассуждения, споры, диалоги — это попытка  вместе с своими собеседниками определить содержание самых общих понятий: добро, зло, мудрость, прекрасное, безобразное.

     В своих рассуждениях Сократ приходил к тому, что эти основополагающие для человека понятия можно познать  с помощью разума. «Храбр тот, кто  знает что такое храбрость», —  говорил он.

     Но  что такое храбрость? Софисты  сказали бы: храбрость — это, что думает о ней тот или иной человек. Горгий добавил бы, что в любом случае всякие представления о храбрости ложные. Протагор подчеркнул бы, что все, пусть и различные, определения храбрости Истинны.

     Сократ  шел совершенно иным путем. Он был уверен в существовании понятия «храбрость» как такового. Это понятие, как, впрочем, и все другие основополагающие понятия, даны свыше — богом. У человека же есть разум, который предоставляет человеку возможность осмыслить сущность храбрости, дара, красоты и в дальнейшем строить свое повседневное по-ведение уже в соответствии с обретенным знанием. Обретение истинного знания и реальная жизнь в соответствии с этим знанием — жизненный принцип, проповедуемый Сократом.

     Но  познание истины — это опять же задача внутреннего мира каждого человека. Нельзя научить добру, храбрости, прекрасному, т.е. нельзя делать то, что в те времена делали софисты, ибо человек, учащий других людей, часто сам не имеет представления о добре и зле. И Сократ в своих постоянных спорах с софистами великолепно показывал, что они не знают того, чему пытаются учить.

     Нельзя  научить высшим добродетелям, но можно научиться, если сам человек стремится к такому знанию, если готов подчинить свою жизнь освоению великих истин.

     Мы  не можем сегодня сказать, нашел ли Сократ ответы на поставленные им самим вопросы. Во всяком случае в дошедших до нас письменных источниках таких однозначных и бесспорных ответов нет. Однако своими постоянными и настойчивыми поисками истины он доказал и современникам, и потомкам, что процесс познания не менее важен чем его итог, что искреннее стремление к истинному знанию — это уже важнейший шаг в раскрытии тайн человеческой души, даже если эти тайны человек не успеет разгадать полностью.

     И свое предназначение Сократ видел в том, чтобы побудить к поиску истины. Он говорил, что «приставлен богом» к Афинам, как к коню, «большому и благородному, но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том, чтобы его подгонял какой-нибудь овод». «Вот, по-моему, бог послал меня в этот город, чтобы я, целый день носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно».

     Метод, избранный Сократом для поиска истины и для пробуждения в согражданах стремления к ней, получил впоследствии название «сократической беседы». В процессе беседы Сократ как бы срывал маску с человека, открывал для всех, и прежде всего для самого собеседника, его истинное лицо. Платон заметил по этому поводу: «Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа».

     Неотъемлемой  составляющей сократовского метода была ирония, величайшим мастером которой был афинский мудрец. Часто, начиная беседу, Сократ иронически выдавал себя за человека непонятливого, невежественного и превозносил умственные способности своего собеседника. Однако по ходу разговора выяснялось совершенно обратное. Оказывалось, что собеседник Сократа, считая себя человеком умудренным, на самом деле имел очень приблизительное представление о, казалось бы, всем известных вещах — о добре и зле, о красоте, о храбрости и трусости. И только беседа с Сократом открывала перед ним всю глубину его невежества, показывая, что он живет в мире иллюзий. В этом заключалось главное предназначение иронии для Сократа — это способ освобождения собеседника от иллюзий.

     Сократовская  ирония разрушала иллюзию собеседника о своем всезнании. Но великая созидательная сила Сократа заключалась в том, что он, таким образом отделив все ложное и наносное, умел показать человеку, беседующему с ним, и истинные ценности. В этом случае Сократ пользовался методом субъективной диалектики — всесторонним осмыслением обсуждаемых в процессе беседы понятий. Так, например, парадоксально сталкивая различные определения мудрости и показывая их иллюзорность, он, с одной стороны, доказывал, что само понятие мудрости существует, просто пока оно недоступно нам, а с другой стороны, указывал путь к постижению истинного понимания мудрости.

     Большинство людей не могут считаться поистине мудрыми. Но кто же тогда вправе быть назван мудрецом? Дельфийский оракул, по верованию древних греков вещающий устами бога, самым мудрым на этом свете назвал Сократа. Сам Сократ подверг сомнению это изречение. И, занявшись выяснением истины, пришел к выводу, что в сущности «мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немного или вовсе даже ничего и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера». Таким образом бог как бы говорит: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего по правде не стоит его мудрость».

     В этих словах, сказанных Сократом, мы и находим объяснение его знаменитому афоризму — «Я знаю, что ничего не знаю». Смысл этого афоризма в том, что абсолютное истинное знание существует, но доступно оно лишь богу, а люди раскрывают способности своей души в стремлении к этому знанию.

     Понятно, что нескончаемые вопросы, которые  ставил Сократ перед согражданами, его умение показать настоящее лицо человека вызывали неприязнь у многих жителей Афин. В 399 г. до н.э. три гражданина Афин — Мелит, Анит и Ликон — обвинили Сократа в том, что он «не признает богов». По законам Афин непочитание богов каралось смертной казнью.

Информация о работе Философия Сократа