Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа
Духовный кризис современного демократического общества все более усиливается. Происходит это повсеместно и не зависит от культурных традиций той или иной страны, хотя они вызывают определенную специфику протекания этого процесса. Много сделав для удовлетворения материальных потребностей, демократическая культура создает иллюзию достижения человечеством счастья и прогресса. На деле между человеком и естественной средой эта культура воздвигает колоссальную стену из различных технических нагромождений, что приводит к дисгармонизации сознания, не способного примирить блага цивилизации (материальной культуры) и естественные потребности души и духа в единении с природой.
Введение……………………………………………………………….………………….2
Истоки…………………………………………………………………………………….3
Творческий путь………………………………………………………………………….4
На заре славы……………………………………………………………………………..7
Плоды творчества………………………………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………..………..20
Содержание
Философия Шопенгауэра…………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Истоки………………………………………………………………
Творческий
путь……………………………………………………………………
На заре
славы…………………………………………………………………
Плоды
творчества……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Философия Шопенгауэра
Введение
Духовный кризис современного демократического общества все более усиливается. Происходит это повсеместно и не зависит от культурных традиций той или иной страны, хотя они вызывают определенную специфику протекания этого процесса. Много сделав для удовлетворения материальных потребностей, демократическая культура создает иллюзию достижения человечеством счастья и прогресса. На деле между человеком и естественной средой эта культура воздвигает колоссальную стену из различных технических нагромождений, что приводит к дисгармонизации сознания, не способного примирить блага цивилизации (материальной культуры) и естественные потребности души и духа в единении с природой.
Отрицательные последствия
Истоки
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г. в Данциге (Гданьске). В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Лион, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но не прошли мимо его внимательного взора и унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции и темные стороны фритредерского капитализма в Англии.
Несмотря на то, что Шопенгауэр родился в обеспеченной семье, материальные блага не защитили его от страданий. Семейные ссоры родителей, а затем смерть горячо любимого им отца, непонимание и холодность со стороны матери, неудачи на службе и в личной жизни породили в нем недоверие к миру людей, в котором доминировало зло. В отрешении от злой воли, формирующей реальный мир, видит Шопенгауэр счастье.
Родители Артура находились в
состоянии глубокого
Творческий
путь
В 1809 г. Шопенгауэр поступает в Гёттингенский, а спустя два года переходит в столичный Берлинский университет. Предметом его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрнст Шулце (Энесидем), а в Берлине-Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он самостоятельно с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Написанную в Берлине Докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 г. защитил в Иенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление».
Раздражительный и
В 1813 г. Шопенгауэр публикует диссертацию «О четверояком корне Достаточного основания» (второе издание относится к 1847 г.). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 г. он завершает ее полное изложение в книге «Мир как воля и представление». Последние тридцать лет он провел в полном уединении во Франкфурте-на-Майне, отчасти копируя образ жизни своего духовного учителя И.Канта. Одиночество для Шопенгауэра было благом. Это беспредельная свобода, независимость и спокойствие. Шопенгауэр добился поставленной цели, отказавшись от мысли чего-либо добиваться. Поняв бессмысленность желаний, и, не отыскав смысла существования человеческой цивилизации, он заключил, что мир, в котором мы живем, "наихудший из возможных". Однако, надежда улучшить мир, по-видимому, никогда не покидала его, иначе как можно объяснить его творческую деятельность. Первая часть его фундаментального труда "Мир как воля и представление" посвящена онтологическим и гносеологическим проблемам, решаемым в рамках традиционной субъективно-идеалистической философии. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 г. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время еще и не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.
В этом же, 1819 г. Шопенгауэр
объявил свой курс в стенах
Берлинского университета и в марте следующего
года прочитал первую, пробную,
лекцию. Успеха она также не принесла.
Спустя пять лет автор новой
философской системы снова попробовал
в Берлине свои силы как лектор.
Университетский курс читался им в 1826
- 1832 гг., но его посещало менее десятка
слушателей. Никто больше на этот
курс не записался, студенты
предпочитали слушать Гегеля, который
читал свои лекции в те же самые
часы, которые Шопенгауэр назначил
вполне преднамеренно и для
своего курса. Не помогло
молодому приват-доценту и то обстоятельство,
что осенью 1831 г. эпидемия
холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр
покинул университет и вообще
Берлин и никогда больше к преподавательской
деятельности не возвращался.
Вывод, который он сделал для себя, был
им выражен в следующих написанных им
в 1844 г. и широко известных словах: «А
чтобы моя философия стала сама
способна занять кафедру, нужно чтобы
наступили совершенно иные времена».
Слова эти оказались пророческими.
А пока события жизни Шопенгауэра шли
своим чередом: с лета 1833 г. отставной
приват-доцент окончательно поселился
во Франкфурте-на-Майне и повел жизнь одинокого
холостяка, жизнь необщительную и
почти затворническую, достаточно обеспеченную
рентой после ликвидации дела
его отца.
На заре славы
В 1836 г. Норвежское королевское
научное общество в Дронтгейме
объявило конкурс на философскую работу.
Шопенгауэр послал свое сочинение
о свободе воли и получил
премию. Это был первый
проблеск грядущей известности,
но участие в 1839 г. в аналогичном конкурсе
Датского научного общества в Копенгагене
оказалось безуспешным. В следующем
году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные
работы (они не вошли в настоящее издание)
вместе, под общим названием «Две
основные проблемы этики». Общественность
этой публикацией, так же как и опубликованной
(тоже безгонорарно) в 1836
г. брошюрой «О воле в природе» (второе
издание - 1854 г.), не заинтересовалась.
В 1844 г. удалось организовать
второе издание «Мира
как воли и представления»,
на этот раз в составе
двух томов. Второй том
был дополнительным, он содержал пояснения
и пространные комментарии к различным
местам первого тома, проливавшие свет
на многие детали ранее изложенной
в первом томе философской, эстетической
и этической системы. Некоторые
главы второго тома впоследствии приобрели
большую известность, но общий результат
публикации второго тома в то
время оказался негативным:
как и ранее вышедший первый том,
он не привлек к себе тогда внимания.
Публика середины 40-х годов XIX в. проявляла
интерес к младогегельянству и к сочинениям
Фейербаха, но никак не к шопенгауэровской
философии пессимизма. Все это
только усиливало как мизантропию, так
и негодующее отношение непризнанного
мыслителя к университетским философам
вообще и специально к учениям Гегеля
и его последователей — младогегельянцев.
С большой враждебностью отнесся он
к революции 1848 - 1849 гг., о чем свидетельств
сохранилось немало, в том числе письмо
его почитателю Ю. Фрауэнштедту от 2 марта
1849 г.. И только после того как в 1851 г.
Шопенгауэр опубликовал двухтомное
собрание очерков под названием «Parerga
paralipomena», что на русский язык может
быть переведено примерно как «Дополнительные
и ранее не изданные сочинения»,
с включенными в первый том «Афоризмами
житейской мудрости», отношение читателей
к автору стало меняться все более заметно.
Сыграло свою роль то, что в «Афоризмах»
мировоззрение Шопенгауэра получило
преломление через тематику повседневных
жизненных проблем современников (это
привело и к тому, что далеко не все
советы философа, как в этом
может убедиться и современный
читатель, соответствовали его
этическому кредо). Но главное
заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра
упали теперь, в обстановке послереволюционной
политической реакции в Германии, на вполне
благоприятную почву. «Иные времена»,
о которых ранее мечтал философ,
настали. Последнее десятилетие
жизни Шопенгауэра было отмечено
возрастающей известностью, появилось
несколько восторженных учеников, в 1854
г. Рихард Вагнер прислал ему
с посвящением экземпляр своей
тетралогии «Кольцо Нибелунгов»,
в немецких университетах стали читать
лекции о его философской системе,
его дом стал объектом паломничества.
Шопенгауэр с полным правом смог
сказать: «Закат моей жизни стал зарей
моей славы». В 1859 г. появилось
третье издание «Мира как воли и представления».
а в следующем году - третье издание
«Двух основных проблем этики». Но 21 сентября
1861 г. автора этих сочинений не стало,
Шопенгауэр скончался от пневмонии.
Плоды творчества
Из многоцветья различных