Философия Просвещения XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Просвещение - общее название различных, зачастую противоречивых направлений политической, социальной, философской мысли, характерных для периода укрепления капиталистических отношений и подготовки ряда буржуазных революций и особенно Великой французской революции. Просветительское движение в XVIII в. охватывает главные европейские страны - Францию, Англию, Германию, передовые идеи проникают также и в Россию.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.08 Кб (Скачать)

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Философия»

 

по теме: «Философия Просвещения XVIII века» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка II курса  заочного факультета

 

специальности «Реклама»

 

Волчок М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2009

 

    Содержание 

 

 

Введение

 

 

    Просвещение - общее  название различных, зачастую  противоречивых направлений политической, социальной, философской мысли, характерных  для периода укрепления капиталистических  отношений и подготовки ряда  буржуазных революций и особенно  Великой французской революции.  Просветительское движение в  XVIII в. охватывает главные европейские  страны - Францию, Англию, Германию, передовые идеи проникают также  и в Россию.

 

    Деятели Просвещения  боролись за установление "царства  разума", политические свободы  и гражданское равенство. Главным  средством достижения поставленных  целей они считали распространение  знаний о природе и обществе. Активно выступали против политических  институтов феодального государства,  в том числе и церкви.

 

    Одним из важных  направлений развития философии   рассматриваемого периода является  обоснование истинности человеческого  знания. С положительным решением  этой традиционной проблемы метафизики  многие философы связывали успех  в осуществлении просветительских  идеалов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика эпохи  просвещения

 

 

    XVII и XVIII века  – это время особых  исторических  изменений в странах  Западной  Европы. В этот период  наблюдается  становление и развитие промышленного  производства. Все активнее осваиваются  в чисто производственных целях  новые природные силы и явления:  строятся водяные мельницы, конструируются  новые подъемные машины для  шахт, создается первая паровая  машина и т.д. Все эти и  другие инженерные работы выявляют  очевидную потребность общества  в развитии конкретно-научного  знания. Уже в XVII веке многие  полагают, что “знание – сила”  (Ф.Бэкон), что именно “практическая  философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для  нас овладеть природой и стать  “господами и хозяевами” этой  природы (Р.Декарт).

 

    В XVIII веке еще  более закрепляется безграничная  вера в науку, в наш разум.  Если в эпоху Возрождения принималось,  что наш разум безграничен  в своих возможностях в познании  мира, то в XVIII столетии с разумом  стали связывать не только  успехи в познании, но и надежды  на благоприятное для человека  переустройство как природы, так  и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает  выступать как необходимое условие  успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

 

    Многие  мыслители  XVIII века уверенно стали объявлять,  что первой и главной обязанностью  любого “истинного друга прогресса   и человечества” является “просветление   умов”, просвещение людей, приобщение  их ко всем важнейшим достижениям  науки и искусства. Эта установка  на просвещение масс стала  настолько характерной для культурной  жизни европейских стран в  XVIII веке, что впоследствии XVIII век  был назван веком Просвещения,  или эпохой Просвещения. 

 

    Первой  в эту  эпоху вступает Англия. Для английских  просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль  и др.) была характерна борьба  с традиционным религиозным мировосприятием,  которое объективно сдерживало  свободное развитие наук о  природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия  в Европе с первых десятилетий  XVIII века становится деизм. Деизм  еще не отвергает бога как  творца всей живой и неживой  природы, но в рамках деизма  жестоко постулируется, что это  творение мира уже свершилось, что после этого акта творения  бог не вмешивается в природу:  теперь природа ничем внешним  не определяется и теперь причины  и объяснения всех событий  и процессов в ней следует  искать только в ней самой,  в ее собственных закономерностях.  Это был существенный шаг на  пути к науке, свободной от  пут традиционных религиозных  предрассудков. 

 

    И все же английское  просвещение было просвещением  для избранных, носило аристократический  характер. В отличие  от него  французское просвещение  ориентировано  не на аристократическую  элиту,  а на широкие круги городского  общества. Именно во Франции в  русле этого демократического  просвещения зарождается идея  создания “Энциклопедии, или  толкового словаря наук, искусств  и ремесел”, энциклопедии, которая  бы в простой и доходчивой  форме (а не в форме научных  трактатов) знакомила читателей  с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. 

 

    Идейным вождем  этого начинания выступает   Д.Дидро, а его ближайшим соратником  – Д.Аламбер. Статьи же для  этой “Энциклопедии” соглашались  писать самые выдающиеся философы  и естествоиспытатели Франции.  По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии”  должны были отражаться не  только достижения конкретных  наук, но и многие новые философские  концепции относительно природы  материи, сознания, познания и  т.д. Более того, в “Энциклопедии”  стали помещаться статьи, в которых  давались критические оценки  традиционной религиозной догматики,  традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную  реакцию церковной элиты и  определенного круга высших государственных  чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией”  с каждым томом все усложнялась  и усложнялась. Последних ее  томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было  все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины.

 

    В Германии движение  Просвещения связано  с деятельностью  Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и  др. Если иметь в виду популяризацию  наук и распространение  знаний, то здесь особую роль играет  деятельность Х.Вольфа. Его заслуги  отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.

 

    Философия для  Х.Вольфа - это “мировая мудрость”,  предполагающая научное объяснение  мира и построение системы  знаний о нем. Он доказывал  практическую полезность научных  знаний. Сам он известен был  и как физик, и как математик,  и как философ. И характеризуется  он часто как отец систематического  изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф  на простом и доходчивом языке. 

 

    Его философская  система излагалась в учебниках,  заменивших схоластические средневековые  курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве,  а затем и в Москве). Х.Вольф  был избран членом многих академий  Европы.

 

    У Х.Вольфа учились  М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и  другие наши соотечественники, проходившие  учебу в Германии. И если деятельность  Х.Вольфа не освещалась должным  образом в нашей философской  литературе, то, по-видимому, потому, что  он был сторонником телеологического  взгляда на мир. Он не отвергал  бога как творца мира, и ту  целесообразность, которая характерна  для природы, для всех ее  представителей, он связывал с  мудростью бога: при сотворении  мира бог все продумал и  все предусмотрел, а отсюда и  следует целесообразность. Но утверждая  простор для развития естественных  наук, Х.Вольф оставался сторонником  деизма, что, несомненно, предопределило  в последующем и деизм М.В.Ломоносова. 

 

 

 

 

 

 

Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм просвещения

 

 

    Утверждение принципов  материализма, борьба с  церковью  связана, прежде всего, со специфическим  характером религиозности, идея "естественной религии" в  эпоху Просвещения.

 

    Одним из важных  философских понятий является  понятие материального. Материальное  в философии - это все, что  воспринимается нашими органами  чувств (говоря иначе, - это то, что  можно увидеть, услышать, потрогать,  понюхать и попробовать на  вкус), а также - имеет физические  качества или свойства (цвет, запах,  размер, плотность, массу и все  прочее). Так, например, любой предмет  из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным  полем, ведь его невозможно  воспринять с помощью органов  чувств. Но, поле, будучи недоступным  для чувств, вполне улавливается  или фиксируется различными приборами.  Кроме того, оно имеет определенные  физические свойства, например, - напряженность  или скорость распространения.  То есть, электромагнитное поле  тоже материально.

 

    Совокупность  всего материального называется  в философии материей. Раньше  считалось, что материя и мировое  вещество - это одно и то же. Материю, конечно  же, можно  называть веществом, но это  не совсем точно. Поэтому правильнее  говорить, что материя - это все,  что существует вне нас и  независимо от нас, то есть - объективно, а также - воспринимается  или нашими органами чувств  или какими-либо техническими  приспособлениями (приборами). Понятно,  что материя - это предельно  широкое понятие, название, и что  материи вообще, которую можно  было бы потрогать или увидеть,  нет. Говоря иначе, не существует  такого объекта, который можно  было бы поместить в музей  под стеклянным колпаком с  надписью “Материя”. А что  же тогда представляет собой  любой предмет окружающего мира? Очень просто: он является разновидностью  или формой материи. Таким образом,  материя существует не в виде  какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже  бесконечного количества своих  форм. Материки и океаны, планеты  и звезды, растения и животные - это все различные формы материи.  Понятно, что они могут отличаться  друг от друга уровнем своей  сложности. Так, например, камень, лежащий у дороги - это более  простая форма материи, чем  растущий рядом с ним цветок, а птица, летящая в небе - это  более высокий уровень материи  по сравнению с цветком, а  млекопитающее животное - более сложная  форма материи по сравнению  с птицей. Одним из важных философских  вопросов является проблема происхождения  материи. 

 

    Материализм говорит  о том, что материя ниоткуда  не взялась и никуда не может  деться, потому, что она существует  вечно, является первоначалом  мира, самим миром. Материя - это  все. Давайте вдумаемся в слово  “всё” и ответим себе на  несколько вопросов. Могло ли  “всё” откуда-то взяться? Если  могло, значит, оно появилось из  чего-то другого, следовательно,  это другое существовало само  по себе и в наше “всё”  не входило. Но в этом случае  “всё” никак нельзя назвать  “всем”, потому что было нечто,  которое оно в себя не включало. Далее, может ли “всё” куда-либо  деться? Если может, значит, ему  есть куда деться, то есть - существует  такое место, где его сейчас  нет. Но в этом случае оно  опять никак не может быть  “всем”. Говоря иначе “всё”  - это то, чему неоткуда взяться  и некуда деться. Таким образом,  из самого понятия “всё” вытекает  его вечность, несотворимость и  неуничтожимость. Поэтому, если  материя - это все, то она  вечна.

 

    Материя существует  на различных уровнях  сложности.  Самой сложной и совершенной  формой материи является человеческий  мозг, который порождает сознание  или мышление. Любая мысль является  нематериальной. Ведь ее нельзя  воспринять органами чувств, и  она не обладает никакими физическими  свойствами (ее нельзя увидеть,  потрогать, измерить, нагреть и  т.д. и т.п.) Все, что не воспринимается  органами чувств и не имеет  физических качеств, называется  в философии, термином “идеальное”,  который, таким образом, противоположен  понятию “материальное”. Мысль,  следовательно, идеальна, но она  - продукт мозга, а мозг - это  форма материи. Значит, материальное  первично, а идеальное вторично  и существует только на базе  материального, благодаря ему  и после него. Идеальное же  вторично и полностью зависит  от материального. Где нет мыслящей  формы материи - мозга, там не  может быть ничего идеального. Все эти утверждения являются  материалистическими, а их сторонники  называются материалистами.

 

    Если  мы спросим  их, что такое Бог  или бессмертная  душа, они скажут нам, что - это  всего лишь человеческие мысли,  выдумки нашего сознания, фантазии  разума, который может породить  какой угодно идеальный объект, не существующий на самом деле. Таким образом, с точки зрения  материализма, нет ни Бога, ни  бессмертной души, ни прочих религиозных  объектов. Религия, говорят материалисты, появилась из страха древних  людей перед непонятными явлениями  природы. Будучи не в силах  многое объяснить, они выдумали  себе сверхъестественных богов  и все неизвестное и непознанное  приписали им, а позже религиозные  представления стали использоваться  богатыми для того, чтобы держать  в подчинении бедных, но, кроме  того, религия - это еще и мечта  о несбыточном, земное утешение  и отрада обездоленным и несчастным. Неизменным спутником материализма  является атеизм (полное отрицание  существования Бога).

С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также - в своих свойствах  или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и  полных знаний о нем, окончательной  истины мы не достигнем никогда. Однако главное не в этом, а в том, что  мир познаваем, что мы можем его  познавать, и ничто не мешает нам  делать это. Надо только не бояться  познания и смело проникать в  тайны природы. Поскольку материальный мир бесконечен, то всегда будут  оставаться вещи непознанные, но нет  и не может быть вещей непознаваемых  вообще. Ведь в мире нет ничего сверхъестественного, потустороннего, полностью недоступного. Что было неизвестно и непонятно  вчера, то станет известным и понятным сегодня или завтра, главное не отчаиваться и ничего не бояться. А чудо или тайна - это всего  лишь пока еще непознанное, которое  мы обязательно со временем откроем, после чего оно перестанет быть чудом. Нет границ и пределов для человеческого  разума и познания, утверждают материалисты. Мы можем и должны с помощью  науки уверенно идти вглубь неизведанного, чтобы покорять природу, совершенствовать самих себя и делать нашу жизнь  лучше и счастливее.

Информация о работе Философия Просвещения XVIII века