Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:36, реферат
Среди философских школ XX века, бесспорно, одной из самых известных является прагматизм или инструментализм, чаще называемый философией делового человека истинно американской философией Истоки философии: прагматизма несомненно старше, чем созданная в конце XIX - начале XX века американскими исследователями С. Пирсом и У Джемсом теория, по-новому освещающая все стороны традиционного философского знания, связанные с онтологией, гносеологией, методологией, социальной философией и антропологией.
Пирс и Джемс
исходили из известных философских
принципов, определяя смысл
Слово - прагма означает
по-латыни действие. В основе философии
прагматизма лежит деятельность, действие,
практика человека. Такой подход сторонников
прагматизма к философии сразу же отбрасывает
"как ненужную старую ветошь все умозрительные
построения, выросшие На протяжении сотен
лет развития философии и представляющие
собой спекулятивные конструкции, никак
не связан ные с практической деятельностью
людей". Вместе с тем. философия прагматизма
не ограничивается только исследованием
практической деятельности людей, а представляет
собой достаточно четкую и стройную систему
взглядов практически на все стороны традиционного
философского знания.
Главный принцип
прагматизма провозглашает
В основании
прагматизма находится то положение
кантианской философии, которое
утверждает, что подлинное знание
о сущности вещей изначально недоступно
человеку, т. е. принцип агностицизма.
Познание неразрывно связано с субъектом
и его мнением. Именно субъективное
мнение субъекта определяет представление
о том, что истинно, а что ложно
и подтверждает эту истинность ложность
успешность практических действий человека.
В качестве истины, которая
может быть принята, У. Джеме признает
лишь то, что наилучшим образом
руководит нами, что лучше приспособлено
к любой части жизни и
Крылатая фраза
У. Джемса "Истина - это кредитный
билет, который имеет силу только
в определенных условиях", заставила
по-новому увидеть многие философские
традиции и заново переоценить их.
Отношение прагматизма
к практике как к совокупности
чувственных последствий, вытекающих
из нашего понимания, позволило историкам
философии сближать теорию познания
прагматизма и марксизма (диалектического
материализма). Единственное различие
между этими двумя
Исследуя проблемы
познания, другой представитель прагматизма
Джон Дьюи (1859-1952) разрабатывает центральное
понятие прагматизма - опыт, который он
понимает как все формы жизнедеятельности
людей и все проявления их жизни. Прагматизм
не интересуется проблемами онтологии,
утверждает Д. Дьюи, т. к. философия должна
быть связана с разрешением реальных потребностей
людей, их интересов, тех напряжений, которые
и заставили их философствовать.
Центром философии,
по мнению Д. Дьюи, является гносеология.
Начало познания - это всегда затруднение
в деятельности и философская методология
подчинена обеспечению успешности действий
человека. Именно поэтому каждому человеку
необходимо иметь не один единственный,
а множество методов или способов познания
мира, тех инструментов, которые способствуют
эффективности действия и его успешности.
Исходя из этого
принципа, прагматизм обращает внимание
на то, что любая истина - условна
и неоднозначна. Этот принцип был
подхвачен и распространен
Исследуя проблемы
познания, Дж. Дьюи подчеркивал, что мышление
начинается тогда, когда ситуация оказалась
прo6лeмaтичecкoй, когда мы находимся в затруднении
и не можем придумать ничего лучшего. Мышление
целиком подчинено потребности в непосредственном
действии и сама наука призвана помочь
человеку сделать что-либо. Возникшая
проблемная ситуация, побуждающая человека
начать познание, по мнению Дж. Дьюи, проходит
пять этапов своего решения:
1. ощущение затруднения,
тревожности, вызванное
3. формирование гипотезы
решения проблемы, этот этап зависит
от собственного мышления
4. критическое рассмотрение
гипотезы и ее теоретических
основ с предвидением успехов
и неудач, связанных с реализацией
гипотезы;
5. экспериментальная
проверка гипотезы - наиглавнейшая
часть прагматистской теории познания,
которая позволяет определять эту философию
как разновидность эмпиризма и позитивизма,
близкого материализму.
Прагматистская философия
способствовала созданию самокорректирующегося
метода познания, характерного для современной
науки. С точки зрения людей науки, именно
прагматизм учит действовать, а не рассуждать
втуне, именно прагматизм позволяет правильно
понимать вечную проблему философии -
что есть истина? - как пользу и как успех
в действиях.
Этот четкий утилитарный
посыл философии прагматизма
позволяет отказываться от многих традиционных
философских проблем, называя их
спекулятивными и метафизическими
и вставать на последовательные позиции
субъективного идеализма. Так, по мнению
Д. Дьюи, познаваемые вещи всегда и везде
неотделимы от познающего субъекта, те
и другие лишь два аспекта одного и того
же.
Субъект и объект,
считает Д. Дьюи, означает не реальные
порядки или виды существования, а самое
большее - некоторые различия, устанавливаемые
для определенной цели внутри опыта.
В этом смысле вещь становится
делом нашего произвола, опираясь на
который мы делим потоки чувственного
опыта на вещи. С точки зрения
Д. Дьюи, опыт является исходным понятием
философии, поэтому он называет свою философию
радикальным эмпиризмом, так как опыт
охватывает все сферы жизни человека и
все виды его деятельности.
Принципы прагматизма
не позволяют отвергнуть ни одной
гипотезы, из которой вытекают полезные
для жизни следствия, будь то ценности
морали, религии или эстетики.
Вместе с тем, любое
фундаментальное понятие морали
является, с точки зрения прагматизма,
догматизмом и недопустимой абстракцией,
такой абсолютизацией, которая не
имеет права на существование, потому
что любая моральная ситуация
неповторима и требует своего
нового, уникального решения. Анализируя
представления о добре, прагматизм
делает вывод о том, что добром
называется то, что отвечает какой-либо
потребности, а значит, общего, одинакового
для всех представления о добре
и зле как основополагающих категориях
этики, на самом деле нет и быть
не может. Этот прагматистский подход
делает неизбежным вывод о том, что цели,
которые выдвигает человек - внеразумны,
что разуму могут быть подчинены лишь
методы, средства и формы моральной деятельности.
Такой подход позволил определить главные
принципы длящейся многие десятилетия
дискуссии внутри этики: существует и
моральная деятельность или моральную
оценку деятельности людей привносят
в нее люди? Могут ли быть определены характерные
особенности нравственных отношений,
равно как и нравственных (безнравственных)
чувств людей? Прагматизм решает эти проблемы
с позиций утилитаризма: нравственно то,
что приносит пользу человеку, как действующему
субъекту. Это - крайняя разновидность
релятивизма в морали.
Сам Д. Дьюи пережил
свойственное интеллигенции 20- 30гг. увлечение
социальным экспериментом в СССР, даже
принимал участие в работе международной
комиссии по расследованию деятельности
Л. Троцкого, объявленного в СССР контрреволюционером
и врагом народа. Сделанный Дьюи вывод
о невиновности Троцкого навсегда лишил
его философию советских читателей. А
многочисленные выступления Дьюи в защиту
демократических основ жизни западного
общества и против всяких форм насилия
и произвола не могли понравится советским
идеологам того периода, когда в стране
исповедывались принципы: "если враг
не сдается - его уничтожают", "обострение
классовой борьбы по мере продвижения
к коммунизму" и др.
Дьюи утверждал, что
демократические цели требуют ц демократических
методов, основанных на науке. Он резко
выступал против тоталитаризма, за свободу
человека, в какой бы она форме ни проявлялась;
всегда боролся против абстрактных целей
и идеалов.
Д. Дьюи справедливо
называют создателем принципиально новой
педагогики, которую сам автор называл
прогрессирующим образованием, а практики
школьной работы назвали ее школой действия
Джона Дьюи.
Главная идея Дьюи -
школа не подготовка к жизни, а сама жизнь
в ее особой форме. Задача школы - не набить
голову ребенка какими-либо знаниями,
а пробудить и развить те собственные
задатки и способности, которыми уже располагает
ребенок.
Этот принцип новой
педагогики, подхваченный передовыми
педагогами Америки, широко распространился
затем практически во всех странах
мира, где существовала потребность
в реформировании общества и где,
а соответствии с позициями Д.
Дьюи, основу реформ видели в создании
нового гражданина, воспитанного новой
школой. Книга Д. Дьюи "Школа и общество"
была переведена на многие языки, в том
числе и на русский.
Сразу после октябрьской
революции в советской школе
проводились достаточно удачные
эксперименты реализации драгматистской
педагогики в рамках советской единой
трудовой школы: метод проектов, Дальтон-план,
бригадное изучение школьных предметов
и др. Однако. достаточно быстро эта работа
была свернута, а сторонники прагматистской
педагогики зачастую оказывались в архипелаге
Гулаг, как враги народа и иностранные
шпионы. Тем не менее, все последующие
реформы в советской школе по существу
проходили в русле основных принципов
прагматистской педагогики, рассматривающей
школу как естественную составную часть
образа жизни ребенка, а школьное дело
- важнейшей задачей общества, заинтересованного
в правильном воспитании подрастающих
поколений. Предложенная Д. Дьюи и реализованная
в практике работы сельских школ США, идея
превращения школы в социокультурный
центр региона, осталась для советских
педагогов "голубой мечтой", которая
лишь в редчайших случаях становилась
явью. Успех педагогической теории Д. Дьюи
не был случайным поскольку он, также как
У. Джеме, был квалифицированным психологом
и одним из основателей того направления
в психологии, которое получило название
бихевиоризма (с англ. - поведение). Сторонники
этого направления считают, что психология
как опытная наука должна ограничить свои
исследования только внешне наблюдаемыми
реакциями организма на стимулы, получаемые
из внешней среды. Традиционная психология,
считавшая главным объектом своего исследования
сознание и являвщаяся по сути умозрительной
наукой, под воздействием экспериментальной
психологии вынуждена была признать несостоятельность
большинства своих принципов познания.