Философия природы Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:46, доклад

Описание работы

. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии, хотя само это выражение им не употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне времени и пространства. Не случайно эти категории отсутствуют в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждать о том, что было раньше, а что потом. Выражения «раньше» и «потом» не подходят для данного случая. Они выражают «чисто логическую» первичность и вторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идея мирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата о сотворении мира.

Работа содержит 1 файл

философия природы Гегеля.docx

— 14.84 Кб (Скачать)

Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии, хотя само это выражение им не употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне времени и пространства. Не случайно эти категории отсутствуют в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждать о том, что было раньше, а что потом. Выражения «раньше» и «потом» не подходят для данного случая. Они выражают «чисто логическую» первичность и вторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идея мирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата о сотворении мира. 
Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. 
Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития. 
Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектические догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Этим, видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.
 

10. Природа – инобытие  Абсолютной Идеи

Природа, как  реализованное понятие, есть, прежде всего, в-себе понятие – движущая сила объекта, его душа. Но так же, как реализация себя, понятие есть объект, тело. Единство души и тела есть жизнь.

«Природа  есть в-себе некое живое целое. Конкретное ее восхождение по ступеням развития состоит в том, что идея полагает себя как то, что она есть в себе… она выходит из своей непосредственности и внешности, являющейся смертью, и входит в самое себя, чтобы сначала стать живым существом, а затем снять также и эту определенную форму, в которой она есть лишь жизнь, и породить себя к духовному существованию, которое является истиной и конечной целью природы и подлинной действительностью идеи».

Таким образом, с точки зрения Гегеля то, что  мы называем внешним миром, данным нам  в ощущениях – еще не истина в последней инстанции. Чтобы  обнаружить истину, нужно размышлять. Только животные удовлетворяются непосредственным знанием, ощущениями, восприятиями, элементами представлений. Мышление обнаруживает за иллюзорным покровом явлений их истину – Духа. Мир – это воплощение Духа. Каждый объект кажется нам  чем-то относительно самостоятельным, но это только кажется. Углубляясь в  материю, мы все в меньшей степени  встречаем привычные нам формы бытия. Даже пространство и время, как всеобщие формы существования материи, конечны. Они также возникли и прейдут. Возможно, геометродинамика постигнет их суть, но эта суть – не последняя истина. Суть Природы – лишь часть сути Мироздания. И дело не в том, что наряду с Природой и вне ее существует какой-то Бог, а в том, что Природа – лишь Ипостась Духа, его инобытие в себе. Мы можем изменить терминологию, сказать, что Мир материален, но при обязательном условии, что материальность есть самодвижение, целеположенность, внутренняя противоречивость, бесконечность в себе и в себе – абсолютная свобода. Короче, Абсолютная Идея.

Информация о работе Философия природы Гегеля