Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:39, реферат
Вся история становления и развития человека представляет собой сложный процесс осознания человеком самого себя, своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира. Вместе с тем, философия - это открытая, развивающаяся система, пребывающая в творческом поиске, для которого нет ничего окончательно решенного и навсегда установленного.
Введение……………………………..………………………………….3
1. Философия и мировоззрение…………………………………………4
2. Проблема метода в философии……………………………………….8
3. Функции философии и ее место в обществе………………………...10
Заключение. Специфика философии……………………………………….13
Литература……………………………………………………………………15
- принцип субъективного отношения к действительности, смысл которого заключается в том, что подход к анализу, оценке явлений, принятие решений для практической и познавательной деятельности осуществляется с позиции социальных субъектов (лиц, групп, класов). Человек не созерцает мир пассивно, а стремится к активному его освоению для обеспечения своего существования и развития;
- принцип практики. Гласит, что вся жизнедеятельность человека, равно как и его отношение к действительности, определяется необходимостью преобразовательной деятельности, основу которой составляет материальное производство.
На основе этих
основных принципов в их взаимосвязи
формируется система производны
3. Функции философии и ее место в обществе.
Великий немецкий философ Г. Гегель назвал философию «квинтэссенцией духовной жизни человека». Что же обеспечивает ей такую важную роль и какие функции в жизни человека и общества она выполняет?
Во-первых, мировоззренческая ф
Во-вторых, философия
выполняет гносеологическую фун
В-третьих, философия
выполняет идеологическую функц
В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.
В пятых, практически-деятельная
Философия выполняет
еще целый ряд функций. Онтолог
Специалисты в
области науки, изучающие всевозможные
явления, нуждаются в общих, целостных
представлениях о мире, о принципах
его «устройства», общих закономерностях
и т.д., однако сами они таких представлений
не вырабатывают. В конкретных науках
используется универсальные категории,
принципы, различные методы познания.
Но ученые специально не занимаются разработкой,
систематизацией, осмыслением познавательных
приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие
и теоретико-познавательные основания
науки изучаются, отрабатываются в сфере
философии. Философское мировоззрение
выполняет в этом случае несколько познавательных
функций, родственных функциям науки.
Наряду с такими важнейшими функциями,
как обобщение, интеграция, син
Если мифологическое мировоззрение дает иррациональную символическую картину мира, если религия наделяет человека верой в сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, а наука вооружает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях, законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?
Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.
Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Более того, каждый человек, пользуясь философскими знаниями, должен самостоятельно решать эти вопросы, возвращаясь неоднократно с ним в течение своей жизни. Бывает, что в определенные исторические периоды некоторые философские вопросы теряют остроту, или, наоборот, приобретают особую актуальность, или вырастают до значения глобальных. Философское знание постоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации - воплощению в деятельности, поступках людей и, таким образом, - в вещном или знаковом мире культуры. При этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений.
В этом плане одновременно с усилением значения философии в жизни общества возрастает ответственность философов за смысл своих теорий и идеалов, а политиков - за способы реализации этих идеалов.
Раскрытие специфики
философии как формы
В определенном
смысле можно сказать, что философом
является каждый человек, поскольку
в те или иные периоды он обязательно
решает для себя жизненно важные вопросы,
стремится к гармонии с миром, обществом
и самим собой. Вопрос в том, какой гуманистический
потенциал в себе несут его философские
размышления. Этот вопрос стал особенно
важным в современных условиях, когда
наряду с необходимостью защиты и воспроизводства
реального мира бытия человека (окружающей
среды), возникла настоятельная потребность
сохранения, защиты и воспроизводства
духовного мира человека. Сейчас перед
философией стоит задача обоснования
такой картины мира, в которой главное
внимание было бы уделено развитию самого
человека, исследованию путей и средств
обеспечения развития его способностей
и творческих сил.
Используемая литература:
1.Белова Т. Н. Введение в философию. К., МАУП, 1998 г.
2.Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / под рук. И. Т. Фролова. М., 1989 г.
3.Канке В. А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и дополн. М., Издательская корпорация «Логос», 1997 г.
4.Краткий словарь по философии. Изд. 4-е. М., «Издательство полит. литературы», 1982 г.
5.Смирнова Н. Н. Конспект лекций по философии. С-Пб., ООО «Издательство “Альфа”», 2000 г.
6.Философия: Учебник / под ред. В. Д. Губина. М., 1996 г.
Информация о работе Философия. Предмет философии. Функции философии