Философия праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Праздник как время, свободное от нужды и заботы. Праздник и праздность. Можно попытаться мыслить праздник через понятие «пустоты». «Пустота», «незанятость» праздника указывает не только на прекращение обычного («профанного») течения времени, но налагает запрет на заполнение священного места каким-либо «полезным» содержанием. Пустое место праздника сохраняется для прихода того, что невозможно охватить озабоченным человеческим деланием, что само захватывает человека.

Работа содержит 1 файл

философия праздника.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

I. Определение  темы и предварительные замечания. 

а) Праздник как  время, свободное от нужды и заботы. Праздник и праздность. Можно попытаться мыслить праздник через понятие  «пустоты». «Пустота», «незанятость»  праздника указывает не только на прекращение обычного («профанного») течения времени, но налагает запрет на заполнение священного места каким-либо «полезным» содержанием. Пустое место праздника сохраняется для прихода того, что невозможно охватить озабоченным человеческим деланием, что само захватывает человека.

b) Следование  календарю есть оберегание границы  между праздничным и будничным.  Умение оберегать эту границу  определяет меру свободы человека, которая лежит по ту сторону  мира работы с его законами  и принуждением. Человек живет  как праздничное, т.е. в сущности свободное существо по ту сторону нужды и обеспечения.

c) Характерные  черты праздника: собранность  (праздник предполагает упорядоченность  поведения); иерархия действий (в  зависимости от степени приближения  к идее праздника действия  различаются на несущественные, менее существенные и более существенные); тотальная вовлеченность в событие.

II. Праздник и  утрата праздничности в русской  религиозно-философской традиции.

a) Что дает  русская религиозно-философская  традиция для осмысления сущности праздника. Прежде всего, о теме праздника можно говорить как о лейтмотиве, присутствующем практически во всех размышлений об отношении России и Запада, о Церкви, о подлинном и неподлинном бытии, о свободе и художественном творчестве. До сих пор этот лейтмотив почему-то обходили вниманием. Первое место в размышлениях русских пистелей и философов о празднике занимают два главных вопроса: новое обретение праздника Пасхи или Воскресения Христова («праздника праздников») и связанное с ним возвращение к праздничному состоянию «младенчества души». Приблизившись к теме праздника в русской философии, мы смогли выделить четыре наиболее значительные в этом смысле фигуры — Гоголя, Федорова, Розанова и Флоренского. Все они в одинаковой мере исходят из чувства утраты праздничности, но, конечно же, зачастую разнятся в том, как видится им возможность восстановления праздника.

b) Н.В. Гоголь, Выбранные места из переписки  с друзьями (1947), XXXII письмо «Светлое  Воскресенье». Аскетическое отношение  к празднику и вера в восстановление праздника и праздничности в русской земле.

с) Н.Ф. Федоров, Философия общего дела, второй том, религозный раздел. Особенность федоровской  теории праздника состоит в подчеркивании  вселенской значимости праздничного дела и его воспитательной роли. Кроме того, Федоров обосновывает праздничное отношение к смерти, из которого следует радикальное изменение взгляда на календарь.

d) В.В. Розанов,  О нарядности и нарядных днях  календаря. Розанов предлагает  своеобразную феноменологию праздника.  У Розанова выстраивается смысловая связь праздник — радость — близость к Богу — нарядность. То, что у Федорова аскетически мыслилось как общее праздничное дело поминания, превращается здесь во всенародное религиозное дело украшения и наряжания. Формулировка двойного требования внесения природы в храм и одновременно вынесения церковного праздника в природу.

e) Флоренский, Письмо  Н.Я. Симонович-Ефимовой о кукольном  театре (1925). Флоренский трактует  праздник не в педагогическом  или психологическом ключе, а  в эстетическом и онтологическом смысле. Праздник необходимо мыслить как «оторванность» от привычных условий повседневности, как «вино неожиданной свободы», которое вводит качественно новое священное время и преобразует жизнь в художество. Воспоминение о забытом младенчестве (весь мир как праздник) как воспоминание об утраченном рае.

III. Осмысление  сущности праздника как избытка  в немецкой философско-поэтической  традиции.

a) Глубокая взаимосвязь  между праздником и историчностью  человека (начиная с философии  Просвещения, с Руссо). Праздник (праздность) мыслится как избыточное время, свободное от необходимости труда. Эта мысль прослеживается у Канта, Шиллера, Гёльдерлина, Маркса и далее у многих мыслителей XX в. Как известно, Маркс считает свободное время (Mußezeit) единственно подлинной формой свободного человеческого бытия, «временем для всестороннего развития индивида».

b) «Праздность»  нужно мыслить не чере понятие  пустоты (как остаток от рабочего  времени), а через понятие избытка  времени. Ф. Гёльдерлин (в «Примечаниях» к собственным переводам трагедий Софокла): трагический «переворот» создает избыток «праздного времени» (die müßige Zeit). Это состояние можно связать с постреволюционной ситуацией, с ощущением ухода богов и конца истории — это ключевые темы поэзии Гёльдерлина которые определяют немецкие философско-поэтические размышления о празднике в XIX и XX в.

с) Негативные аспекты  праздности у Гёльдерлина и Маркса: из свободного времени рождается  работа по освобождению человека.

d) М. Хайдеггер  как толкователь Гёльдерлина  (M. Heidegger. Hölderlins Hymne Andenken” (Wintersemester 1941/42). II. Abt., Bd. 52. Zweites Hauptstück. «Feiertage» und «Fest» in Hölderlins Dichtung; Разъяснения к поэзии Гёльдерлина). Хайдеггер читает Гёльдерлина в теологическом смысле, выявляя трансцедентность праздника и роль поэта как голоса богов, посредника между богами и народом. Праздник есть разрыв в повседневности, где человек выходит в открытое и встречается со священным. Сущность праздника (Feier) есть торжество (Fest) — в поэтическом смысле Гёльдерлина торжество и венчанье людей и богов («Dann feiern das Brautfest Menschen und Götter»). Это встреча богов и людей, от которого происходят полубоги; день рождения поэта; рассвет, в свете которого видно святое. Подготовка торжества предполагает переходное время, переход (Übergang) от времени ночи к времени дня. Для Гёльдерлина предшествующая дню ночь — это укрывающий избыток дня. С наступлением дня приходит святое и «дарится ручательство пришествия богов», ночь есть «временное пространство без-божия». Ночь есть время укрытия прошлого божественного и сокрытия грядущих богов. Такова ситуация поэта в «скудную эпоху» («...Wozu Dichter in dürftiger Zeit?»).

e) Определение  праздника у Ф.Г. Юнгера, Griechische Mythen, 1947. Праздник есть 1) переворот (Umkehr), приводящий к устранению измерения времени в сознании, 2) избыток, 3) опьянение, 4) забвение (Дионис). Опыт праздника доступен в мусической жизни. Празднику свойственно циклическое время, которое уничтожается механическим временем (die tote Zeit). Праздничному избытку бытия противоположен перфекционизм техники (Совершенство техники, 1946). Отношение техники и экономики. Техника не создает избытка благ, а ведет к жесткому распределению ресурсов и оскудению Земли и человека.

f) Темпоральная  структура праздника по Гадамеру (Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. I часть, II раздел «Онтология произведения  искусства и ее герменевтическое  значение», 1 глава «Игра как путеводная  нить онтологической экспликации», с) «Темпоральность эстетического»). Праздник — это процессуальная структура. Праздник имеет свое бытие в становлении и повторении.

g) Праздник в  «мире работы». Э. Юнгер, Рабочий  (1932). Господство «гештальта рабочего»  предполагает тотальное пространство  работы, где рабочий день длится 24 часа. Покой, досуг, праздник не отменяются, но понимаются с точки зрения работы: спорт, технически организованное празднество, выезд на природу имеют неприкрытый характер работы (Arbeitscharakter). Новые задачи искусства в мире работы: искусство должно репрезентировать гештальт рабочего. Работа носит культовый характер, т.е. не вступает в противоречие ни с ценностями героя, ни с ценностями верующего.

IV. Возможные  подходы к теме праздника в  современной ситуации.

a) Рассмотрение  современной ситуации под углом зрения характеристики человека как animal laborans. Технизация мира влечет за собой утрату существенного различия между работой и досугом, а также безразличное отношение к календарю. Утрата праздничности в конечном счете приводит к представлению отдыха и свободного времени как особой формы работы. Безудержное заполнение полезным содержанием пустого места праздника оборачивается все возрастающей абсурдностью традиционных выходных и праздничных дней, совершенным неумением различать нарядную и не-нарядную одежду и глубокой подозрительностью в отношении ставшего столь редким праздного поведения (общая оценка: «асоциальное» поведение). Старый календарь, в том числе церковный, все меньше отвечает изменившемуся ритму жизни.

b) Поиск праздничных феноменов современной жизни в теологической перспективе. Технизация досуга означает исчезновение праздников старого стиля, однако не отрицает праздник абсолютно. В современном обществе потребления очевидным примером праздника является феномен посещения гипермаркета, большого шоппинга. Традиционная связь праздника и торговли (ярмарки): в упаковке воплощается собственно праздничная сторона торговли. Гипермаркет с десятками тысяч красиво упакованных товров, сотнями магазинов, десятками кинозалов, ресторанов и презентационных залов — это избыточное, подлинно праздничное пространство сегодня, которое особым образом организует поведение человека. Правота Маркса (а вслед за ним и Ж. Батая) заключается в том, что экономику приводит в движение избыток, а не нужда. Гигантский аппарат современного технического оснащения жизни не мог бы развиваться и функционировать, если бы речь шла только об удовлетворении элементарных естественных потребностей в пище, одежде, жилье. Человек — избыточное, иначе говоря, празднующее существо (ср.: Финк, Основные феномены человеческого бытия, 1979).

Информация о работе Философия праздника