Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:03, реферат
Праздник как время, свободное от нужды и заботы. Праздник и праздность. Можно попытаться мыслить праздник через понятие «пустоты». «Пустота», «незанятость» праздника указывает не только на прекращение обычного («профанного») течения времени, но налагает запрет на заполнение священного места каким-либо «полезным» содержанием. Пустое место праздника сохраняется для прихода того, что невозможно охватить озабоченным человеческим деланием, что само захватывает человека.
I. Определение
темы и предварительные
а) Праздник как время, свободное от нужды и заботы. Праздник и праздность. Можно попытаться мыслить праздник через понятие «пустоты». «Пустота», «незанятость» праздника указывает не только на прекращение обычного («профанного») течения времени, но налагает запрет на заполнение священного места каким-либо «полезным» содержанием. Пустое место праздника сохраняется для прихода того, что невозможно охватить озабоченным человеческим деланием, что само захватывает человека.
b) Следование
календарю есть оберегание
c) Характерные
черты праздника: собранность
(праздник предполагает
II. Праздник и
утрата праздничности в
a) Что дает
русская религиозно-
b) Н.В. Гоголь,
Выбранные места из переписки
с друзьями (1947), XXXII письмо «Светлое
Воскресенье». Аскетическое отношение
к празднику и вера в
с) Н.Ф. Федоров,
Философия общего дела, второй том,
религозный раздел. Особенность федоровской
теории праздника состоит в
d) В.В. Розанов,
О нарядности и нарядных днях
календаря. Розанов предлагает
своеобразную феноменологию
e) Флоренский, Письмо
Н.Я. Симонович-Ефимовой о
III. Осмысление
сущности праздника как
a) Глубокая взаимосвязь
между праздником и
b) «Праздность»
нужно мыслить не чере понятие
пустоты (как остаток от
с) Негативные аспекты праздности у Гёльдерлина и Маркса: из свободного времени рождается работа по освобождению человека.
d) М. Хайдеггер как толкователь Гёльдерлина (M. Heidegger. Hölderlins Hymne Andenken” (Wintersemester 1941/42). II. Abt., Bd. 52. Zweites Hauptstück. «Feiertage» und «Fest» in Hölderlins Dichtung; Разъяснения к поэзии Гёльдерлина). Хайдеггер читает Гёльдерлина в теологическом смысле, выявляя трансцедентность праздника и роль поэта как голоса богов, посредника между богами и народом. Праздник есть разрыв в повседневности, где человек выходит в открытое и встречается со священным. Сущность праздника (Feier) есть торжество (Fest) — в поэтическом смысле Гёльдерлина торжество и венчанье людей и богов («Dann feiern das Brautfest Menschen und Götter»). Это встреча богов и людей, от которого происходят полубоги; день рождения поэта; рассвет, в свете которого видно святое. Подготовка торжества предполагает переходное время, переход (Übergang) от времени ночи к времени дня. Для Гёльдерлина предшествующая дню ночь — это укрывающий избыток дня. С наступлением дня приходит святое и «дарится ручательство пришествия богов», ночь есть «временное пространство без-божия». Ночь есть время укрытия прошлого божественного и сокрытия грядущих богов. Такова ситуация поэта в «скудную эпоху» («...Wozu Dichter in dürftiger Zeit?»).
e) Определение праздника у Ф.Г. Юнгера, Griechische Mythen, 1947. Праздник есть 1) переворот (Umkehr), приводящий к устранению измерения времени в сознании, 2) избыток, 3) опьянение, 4) забвение (Дионис). Опыт праздника доступен в мусической жизни. Празднику свойственно циклическое время, которое уничтожается механическим временем (die tote Zeit). Праздничному избытку бытия противоположен перфекционизм техники (Совершенство техники, 1946). Отношение техники и экономики. Техника не создает избытка благ, а ведет к жесткому распределению ресурсов и оскудению Земли и человека.
f) Темпоральная
структура праздника по
g) Праздник в
«мире работы». Э. Юнгер,
IV. Возможные подходы к теме праздника в современной ситуации.
a) Рассмотрение современной ситуации под углом зрения характеристики человека как animal laborans. Технизация мира влечет за собой утрату существенного различия между работой и досугом, а также безразличное отношение к календарю. Утрата праздничности в конечном счете приводит к представлению отдыха и свободного времени как особой формы работы. Безудержное заполнение полезным содержанием пустого места праздника оборачивается все возрастающей абсурдностью традиционных выходных и праздничных дней, совершенным неумением различать нарядную и не-нарядную одежду и глубокой подозрительностью в отношении ставшего столь редким праздного поведения (общая оценка: «асоциальное» поведение). Старый календарь, в том числе церковный, все меньше отвечает изменившемуся ритму жизни.
b) Поиск праздничных феноменов современной жизни в теологической перспективе. Технизация досуга означает исчезновение праздников старого стиля, однако не отрицает праздник абсолютно. В современном обществе потребления очевидным примером праздника является феномен посещения гипермаркета, большого шоппинга. Традиционная связь праздника и торговли (ярмарки): в упаковке воплощается собственно праздничная сторона торговли. Гипермаркет с десятками тысяч красиво упакованных товров, сотнями магазинов, десятками кинозалов, ресторанов и презентационных залов — это избыточное, подлинно праздничное пространство сегодня, которое особым образом организует поведение человека. Правота Маркса (а вслед за ним и Ж. Батая) заключается в том, что экономику приводит в движение избыток, а не нужда. Гигантский аппарат современного технического оснащения жизни не мог бы развиваться и функционировать, если бы речь шла только об удовлетворении элементарных естественных потребностей в пище, одежде, жилье. Человек — избыточное, иначе говоря, празднующее существо (ср.: Финк, Основные феномены человеческого бытия, 1979).