Философия права Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 06:29, реферат

Описание работы

Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру», а затем обобщил в трактате «Метафизика нравов»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………
1. Сущность философии Канта……………………………………………
2. Учение И. Канта о праве и государстве……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

       «Этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа». Как видим. Кант придает общественному договору черты регулятивного принципа, позволяющего судить о справедливости конкретных законов. Идея договора служит, по его словам, «безошибочным мерилом» права и бесправия. В самом деле, писал он, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвышающий одну часть общества над другой, представлялся ему противоправным.

       Вклад Канта в разработку политической теории характеризуется тем, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в «Метафизике нравов», государство - это соединение множества людей, подчиненных Правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права».

       Призванное  гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление  законодательной власти народом  исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г ., разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но запутался и признал теоретическую слабость своих аргументов.

       Как идеолог раннего либерализма. Кант сводит деятельность государства к  правовому обеспечению индивидуальной свободы. «Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом». В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан. С этих позиций он выделяет в государстве три главных органа - по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Идеалом организации государства для него служила система разделения и субординации властей.

       В свою очередь данный принцип был  положен мыслителем в основу разграничения  форм государства на республиканскую и деспотическую. «Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм - принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим». Традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (на монархию, аристократию и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции, монархия оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот, деспотией, если таковое отсутствует.

       Сочинения Канта содержат ряд положений (например, о суверене наряду с народом), которые  свидетельствуют о том, что будущее  устройство Германии представлялось ему  в виде конституционной монархии.

       Обсуждая  способы перехода к идеальному государству, философ категорически отверг путь насильственной революции. Правового  состояния общества, подчеркивал  он, невозможно достичь противоправными  средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во Франции вызывали у него «чувство полного ниспровержения всех правовых понятий». В связи с этим Кант доказывал необходимость «подчинения ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение» и призывал добиваться преобразований в государственном строе мирным путем, с помощью постепенных законодательных реформ. Теория Канта обосновывала проведение буржуазной революции легальными методами.

       Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию политического развития в XIX в. - переход к парламентским формам правления при сохранении института монархии. Сам Кант, впрочем, был далек от того, чтобы рассматривать образование правового государства как ближайшую перспективу. «Совершенное правовое устройство у людей - это вещь в себе», - указывал он.

       Учение  Канта о праве и государстве  явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Великой французской революции. Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с трудом поддавалась критике. Кантовская философия по праву считается немецким вариантом оправдания Французской революции.

       В учении о международном праве  Кант выдвинул проект установления вечного  мира. Философ мечтал о мире без  захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми «права всемирного гражданства» намного опережали свое время. 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В заключении важно сказать, что одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724—1804) — поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени.

       Не  только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

       Философские воззрения Канта существенно  менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии. 

 

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

       
  1. Блинников Л.В. Великие философы. — М.: Логос, 1998. — 432 с.
  2. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Религия в пределах только разума. Логика: пособие к лекциям: Трактаты : пер. с нем.. — СПб.: Наука, 1996. — 549 с.
  3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта: пер. с нем. / Э. Кассирер. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 447 с.
  4. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 120 философов: Жизнь, судьба, учение: В 2 т. / П. С. Таранов. — Симферополь : Реноме, 1997-.Т. 2. — 1997. — 624 с.
  5. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие в 3-х частях / под ред. Л. А. Микешиной. — М.: Владос, 1997-.Ч. 1: Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия.Античная философия.Средневековая философия. Арабская философия. Философия эпохи Возрождения. — 1998. — 448 с.
  6. Шаповалов В.Фч. Основы философии. От классики к современности. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. — 576 с.

Информация о работе Философия права Канта