Философия позитивизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:00, реферат

Описание работы

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Я выбрала эту тему для своего реферата, потому что это учение часто встречается в разных предметах. Мне интересны основные его положения, интересно рассмотреть труды относящиеся к Положительной филосифии. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами. Именно его труд я хочу рассмотреть в своей работе. А так же работу его учителя Клода Анри Сен – Симона.

Содержание

Введение. 3
Краткая историческая справка. 4
Классификация наук Огюста Конта. 5
Отличие позитивного (научного) философского знания от обычного философского знания. 6
Анализ первой главы: 7
ЗАКОН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ИЛИ ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ 7
Анализ 10
Очерка науки о человеке. 10
Заключение 12
Список литературы. 13

Работа содержит 1 файл

Министерство Российской Федерации.doc

— 76.50 Кб (Скачать)
 
 

Кафедра философии

и истории 

Домашняя  письменная работа

Философия позитивизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Выполнила: студентка гр. .

      . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Новосибирск 2008 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Я выбрала эту тему для своего реферата, потому что это учение часто встречается в разных предметах. Мне интересны основные его положения, интересно рассмотреть труды относящиеся к Положительной филосифии. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.  Именно его труд я хочу рассмотреть в своей работе. А так же работу его учителя Клода Анри Сен – Симона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткая историческая справка.  

    Позитивизм  – направление философии, сутью  которого является стремление поставить  философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху. Основателем позитивизма, как я уже говорила, считается Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

    Огюст Конт давал понятию позитивный пять определений:

  1. Реальный, существующий на самом деле.
  2. Полезный.
  3. Определённый, ясный, чёткий.
  4. Точный
  5. Положительный.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация наук Огюста Конта.  

Стремясь  показать значение позитивизма как  методологии научного познания, Конт приходит к необходимости классификации наук, в которых используется позитивный метод. Он создает иерархию наук и располагает в науки в порядке убывающей простоты и возрастающей специализации и сложности. Так же в таком порядке, в котором каждая из них вступала в позитивную стадию:

  1. Математика
  2. Астрономия
  3. Физика
  4. Химия
  5. Биология
  6. Философия
 

Конт  подчёркивает особенную роль философии  по отношению к другим наукам, так  как она имеет общее со всеми  предшествующими ей науками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отличие позитивного (научного) философского знания от обычного философского знания.

   По  мнению Конта, философский спор между  материализмом и идеализмом не имеет  серьезных оснований и бессмысленен. Философия должна отказаться как  от материализма, так и от идеализма  и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

    1) философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

    2) основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

    3)философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

    4)философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

    5)философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением – она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и знать свое место среди других наук. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Огюст Конт

 КУРС  ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 Анализ  первой главы:

 ЗАКОН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ИЛИ ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ

 В этой главе Конт пишет о том, что человеческий разум должен пройти три стадии:

     – теологическая, метафизическая и научная.

Теологическая стадия.

<…>в их первоначальном проявлении, неминуемо теологическом, все наши умозрения сами собой выражают характерное предпочтение наиболее неразрешимым вопросам, наиболее недоступным всякому исчерпывающему исследованию предметам.<…>

 То  есть человеческий разум не способен датьещё ответы на простейшие вопросы, разрешить простейшие задачи. И он ищет объяснения всем вещам, происходящим вокруг него. Можно сказать, я думаю, что он стремится к абсолютному знанию. По Конту – наиболее рвнней формой теологического мышления является фетишизм. Который заключается в присвоении всем внешним телам жизни. Эта жизнь чаще всего аналогична нашей. Вторая фаза теологического мышления это политеизм, она выражается в том, что материальные предметы  лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа. Их вмешательство становится прямой причиной всех происходящих вокруг человека вещей. Дальнейшая форма теологической стадии – монотеизм. В этой фазе  человек сокращает власть своего боображения. И развивается чувство что все явления подчиняются неизменным законам. Делая вывод об этой стадии я могу сказать, что согласна с автором. Человек на заре своей жизни всем происходящим вокруг вещам приписывал Божественные причины, грубо говоря. Загорелось дерево – боги разгневались, пошел дождь в засуху, значит боги помиловали урожай и семью и так без конца. Более того я хочу сказать, что это продолжается и сейчас, хоть и не все явления мы объясняем Божественными силами, но всё же многие из нас, и я в том числе, отождествляют происходящие вещи с силами извне.

 Метафизическая  стадия.

 Эту Стадию Конт описывает так: он сближает её с теологией в попытка обяснить внутреннюю природу вещей. Но в отличии от первой метафизика не прибегает к помощи сверхестественных сил, а заменила их сущностями, по-этому её ещё называют онтологией. Прекращает господствовать фантазия, но её место еще не занимает чистое наблюдение.  

 Научная стадия. 

 <…>Эта длинная цепь необходимых предварительных фазисов приводит, наконец, наш постепенно освобождающийся ум к его окончательному состоянию рациональной положительности…наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения, принимающего с этого момента все более и более широкие размеры и являющегося единственно возможным основанием доступных нам знаний, разумно приспособленных к нашим реальным потребностям<…>

 Я так поняла, что человек подвергает все свои суждения сомнению, проверяет их и убеждается в правильности одних и не точности других. В действиях его появляется логика, которая сама собой представляет искусство рассуждать согласно каким – либо принципам.

 Анализируя  главу о трёх стадиях умственного  развития, пришла к следующим выводам: Теологическая и Метафизическая стадии как - бы  подготавливают человеческий мозг к самой сложной, но и самой интересной стадии – научной. Но в тоже время настоящая наука не должна ограничиваться простыми наблюдениями.  Исследование она заменяет «Рациональным предвиденьем», которое является, так же как и наблюдение, важным элементом позитивной философии.  Рациональное предвидение – это возможность логически «видеть» будущее, возможность предсказать результат того или иного события на основе имеющихся знаний. Эта возможность позволяет настоящей наука разительно отличаться от той бессмысленной эрудиции, которой владеют многие «мудрецы», которые просто накапливают материал, не стремясь выводить из факта факт.

 Я так  же бы хотела рассмотреть и творчество Сен – Симона, его работу, касающуюся позитивной философии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Клод  Анри Сен-Симон

   Анализ

   Очерка науки о человеке. 

  <…>  Припоминая общие, известные всем образованным людям сведения о пути, которым шел человеческий разум с первых шагов своего развития, размышляя, в частности, о пути, которым он идет с XV в., мы видим следующее:

  1. Начиная с этой эпохи, разум стремится обосновывать  все свои  суждения  на  наблюденных и исследованных фактах; на этом положительном фундаменте он уже преобразовал астрономию, физику, химию, и эти науки  составляют в   настоящее   время   основу народного образования.  Отсюда  необходимо приходим к заключению, что и физиология, частью которой  является  наука о  человеке, будет изучаться методом, принятым в других физических науках,  что она будет введена в народное   образование,   когда   станет   наукой  позитивной.

  2. Частные   науки   это   элементы   обшей науки; общая наука, т. е. философия, должна была быть гадательной, пока гадательными были частные науки; она стала наполовину гадательной и позитивной, когда некоторые из частных наук стали позитивными, а другие оставались еще гадательными; она станет совершенно позитивной, когда все частные науки станут таковыми. Это будет тогда, когда физиология и психология будут основаны на наблюденных и исследованных фактах, ибо не существует явления, которое не было бы или астрономическим, или химическим, или физиологическим, пли психологическим. Можно поэтому представить себе время, когда философия, преподаваемая в школах, будет позитивной.

  3. Системы религии, общей политики, морали, народного образования суть не что иное, как применения системы идей, или, если угодно, это одна система мышления, рассматриваемая с различных сторон. Поэтому с построением новой научной системы, очевидно, будут преобразованы системы религии, общей политики, морали, народного образования,   а,   следовательно,   реорганизуется и духовенство.

  4. Национальные организации суть  частные применения общих идей о социальном порядке, и преобразование общей системы европейской политики повлечет за собой национальные преобразования различных народов, образующих своим политическим объединением это великое сообщество.

  Из  выше написанного можно сделать вывод, что Сен – Симон, так же как и Конт, так же видел перед становлением всей науки позитивной некие стадии, подготавливающие эту науку и человеческий разум к позитивной стадии.  То есть вся работа человеческого разума – это предварительная работа. Конечно,  я употребила неуместное выражение, т.к. Сен-Симон интересен, прежде всего, как учитель Огюста Конта, но с учетом того что Конт признан основоположником социологии, я думаю это не так уж неуместно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия позитивизма