Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:12, контрольная работа
1. Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
2. Платон является основателем идеализма.
3. По его мнению общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. В обществе нужен сапожник и хлебороб, солдат и правитель, каждый должен заниматься своим делом.
4. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.
Философия Платона
1. Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
Платон родился в семье,
имевшей аристократическое
Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны]. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона]. Однако Ксенофонтв своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.
Согласно Диогену Лаэртскому,
настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч.
2. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир
вещей") также временен и изменчив
и в действительности не существует
как самостоятельная
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
«Триада» Платона - «единое», «ум», «душа»
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
· «единого»
· «ума»
· «души»
· «Единое»:
§ является основой всякого бытия не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.)
§ есть ничто
§ выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения
§ первоначало всего - всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
· «Ум»:
§ происходит от «единого»
§ разделен с «единым»
§ противоположен «единому»
§ является сущностью всех вещей
§ есть обобщение всего живого на земле.
· «Душа»:
§ подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления
§ также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа
§ душа человека (вещи) есть часть мировой души
§ душа бессмертна
§ при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку
§ постоянство души смена телесных форм - естественный закон Космоса.
Гносеология (учение о познании) Платона
Касаясь гносеологии, Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
· поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего, «чистые идеи»
· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - «докса»)
· высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
3. По его мнению общество возникает из
потребностей, которые люди могут удовлетворить
только совместно, сотрудничая друг с
другом на основе разделения труда. В обществе
нужен сапожник и хлебороб, солдат и правитель,
каждый должен заниматься своим делом.
Общее
благо, учет интересов всех групп, по Платону,
отнюдь не предполагают равенства, наоборот,
Платон - сторонник сословности и жесткой
социальной иерархии. И здесь он исходит
из принципа разделения труда.
Платон
любит уподоблять индивидуальный человеческий
организм и общество. Подобно тем как в
душе человека есть три начала, так и в
государстве должно быть три сословия.
Разумному началу души в идеальном государстве
соответствуют правители - философы, яростному
началу - воины, вожделеющему - земледельцы
и ремесленники. Справедливость состоит
в том, чтобы каждое сословие занималось
своим делом.
Сословия
не только не равны, но и наследственны
и замкнуты. Принадлежность к сословию
определяется не личностными качествами,
а происхождением. Самовольный переход
из низшего сословия в высшее, недопустим,
является величайшим преступлением, ибо
каждый отдельный человек должен заниматься
тем делом, к которому он предназначен
от природы.
Отстаивая
иерархию сословий, Платон в то же время
осуждает крайности бедности и богатства,
ибо они подрывают единство государства,
не дают сформироваться общему интересу.
Платон видит корень общественных противоречий
и конфликтов в частной собственности,
раскалывающей общество на бедных и богатых
и побуждающей каждого гражданина думать
прежде всего о своих личных интересах.
Конструируя
в диалоге "Государство" идеальное
общественное устройство, Платон выдвинул
смелый план упразднения частной собственности
среди правителей и воинов, т.е. первых
двух сословий. Правители и воины должны
всю жизнь посвятить служению общему благу.
Поэтому их нужно избавить от соблазнов
личного обогащения и частных интересов.
Поэтому всю жизнь воинов и правителей
предполагается организовывать на началах
общности имуществ и коллективизма. Средства
к существованию должно поставляет третье
сословие. Стражи живут и питаются сообща,
как в походе. Им запрещается иметь в своем
распоряжении золото и серебро.
В первых
двух сословиях нет и семей. Женщины имеют
равные права с мужчинами. Половая связь
в целях деторождения регламентируется
сословными рамками. Жены и дети общие.
Детей воспитывает государство, в семье,
как и в собственности, Платон видит истоки
эгоизма.
Эти
ограничения не распространяются на сословие
производителей. Но регулирование предполагается
и там. Платон, не вдаваясь в подробности,
поручает его правителям. Производители
не участвуют в делах управления, они граждански
бесправны.
4. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного человека;
• тирания — несправедливая власть одного человека;
• аристократия — справедливая власть меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть меньшинства;
• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть
военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;
• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,
познают мир, учат, управляют государством;
• философы и воины не должны иметь частной собственности;
• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
• не существует брака, все жены и дети общие;
• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел
некоторые идеи своего проекта, допустив
небольшую частную
5. Историческое значение философии Платона в том, что:
• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита");
• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;
• были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);
• была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Аристотель
Аристотель выделяет 11[источник не указан 207 дней
Добродетель — представляет
собой меру, золотую середину между двумя
крайностями: избытком и недостатком.
Добродетель — она есть «способность поступать
наилучшим образом во всём, что касается
удовольствий и страданий, а порочность —
это её противоположность».
Добродетель — это внутренний порядок
или склад души; порядок обретается человеком
в сознательном и целенаправленном усилии.
В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности:
мужество — это середина между безрассудной
отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
благоразумие —
это середина между распущенностью и тем,
что можно было бы назвать «бесчувственностью»
(в отношении к удовольствиям, связанным
с чувством осязания и вкуса).
щедрость — это
середина между мотовством и скупостью
(в отношении к материальным благам).
величавость —
это середина между спесью и приниженностью
(в отношении к чести и бесчестию).
ровность — середина
между гневностью и «безгневливостью».
правдивость —
середина между хвастовством и притворством.
остроумие —
середина между шутовством и неотёсанностью.
дружелюбие —
середина между вздорностью и угодничеством.
стыдливость —
середина между бесстыдством и робостью.
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.
Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
Отношение к общей и частной собственности
По Аристотелю, общность имущества
противоестественна, а частная собственность
соответствует природе. Человек
больше всего любит себя. В разумных
пределах это нормально. Частная
собственность следствие
Общая собственность
Защита частной собственности не мешала Аристотелю осуждать корыстолюбие и чрезмерное обогащение. Философ выделял две формы накопления богатства. Первая форма - своим трудом, через производство, создание материальных ценностей. Такая форма увеличивает общее богатство и выгодна полису.
При второй форме обогащения - посредством торговли, спекуляции, ростовщичества. Эта форма ничего нового не создает. Это перекачка готовых ценностей.
Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага. Этот идеал был воспринят исламом, христианством, но доказал свою практическую неприменимость.
4.О государстве
Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы государственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство, -- формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы -- или одного лица, или немногих, или большинства, -- являются формами, отклоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристотеля, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: 1) монархия (или царская власть) -- правление одного, 2) аристократия -- правление немногих, но более одного, и 3) полития -- правление большинства. Монархия -- тот вид единодержавия, который имеет целью общую пользу. Аристократия -- правление немногих, при котором правящие («лучшие») также имеют в виду высшее благо государства и входящих в него элементов. Наконец, полития -- правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеть оружием.