Философия о происхождении и сущности сознания: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Работа содержит 1 файл

filosofiya.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
                 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

                 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ  И ДИЗАЙНА"

                 
                 
                 
                 
                 
                 
       

Кафедра                       Философии и истории       

         

(наименование)

                 
                 
                 
                 
                 
                 

Контрольная работа по Философии

                 

на тему «Философия о происхождении и сущности сознания: история и современность»

                 
                 
                 
                 
                 
         

Выполнил(а) :

                 
         

Студент (ка) группы_______1ЕЗ-41_____

                 
         

Специальность   040400.62.  - Социальная работа

                 
         

Шифр зачетной книжки______________________

                 
         

Волчкова Юлия Андреевна____________________        

(Фамилия, имя,  отчество студента)

         
                 
         

Проверил        Левин Г.М.

         

(Фамилия, имя, отчество  преподавателя)

                 
                 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург

2012  г


 

 

Содержание

 

 

 

 

  1. Введение

 

Человек владеет  прекрасным даром - разумом с его  пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом  и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

 

  1. Что такое сознание.

 

    1.  Определение сознания

 

Сознание –  одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства – это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием.

Как же можно  определить сознание? Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

    1.  Структура сознания

 

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком  значении под сознанием подразумевают  не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Здесь сознание структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, которые находятся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степени ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетические и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.

Ощущения, восприятия, представления, понятия  мышления образуют ядро сознания. Также оно включает в себя акт внимания как свой необходимый компонент, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури». Познание и творчество – это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

В силу определенного отношения к объекту познания, знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения  претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание – это не сумма множества составляющих его элементов, а сложно-структурированное целое.

В основе всех психических  процессов лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой  поведения и сознания людей является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужда в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля –

Это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля – это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характере потребностей – это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания.

 

  1. Проблема сознания в истории философии и науки

 

В различные  исторические эпохи складывались особые представления о сознании, накапливались  естественнонаучные факты, изменялись теоретические парадигмы, что, в свою очередь, расширяло и углубляло понимание сознания.

На протяжении всей истории человечества проблемой  сознания занимались шаманизм, магия, религия, искусство и, конечно же, философия. Первые теоретические попытки осмысления сознания предпринимаются уже в древней философии. Она исходила из представления о существовании бестелесного начала, управляющего всем в природе и обществе. У Пифагора таким началом была душа, которая подразделялась на ум, рассудок и страсть. Явления духовного мира в античности мыслились либо как частицы бытия, либо как высшая духовная сила (логос). В русле этой концепции рассуждал и Платон: у человека смертное тело, являющееся временным вместилищем души. Душа же, вечная и бестелесная, есть частичка души Космоса, которая управляет Вселенной, заставляя вещи подражать идеям, а идеи – присутствовать в вещах. Демокрит, Эпикур, Лукреций полагали, что сознание зависит как от тела человека (ибо сознание, душа также состоит из атомов, как и мир природный), так и от воздействия окружающей среды. Сознание возникает с рождением человека и вместе с ним умирает.

В средние века выдвигается и обосновывается идея о существовании надмирового, бестелесного духовного начала – Бога, создавшего мир и вдохнувшего сознание, душу в человека. В эпоху Возрождения особенное распространение получает гилозоизм – учение, считавшее мышление, сознание, ощущение атрибутом бытия, т.е. всеобщим свойством и живой, и неживой природы. Особые трудности в исследовании сознания были зафиксированы в новое время, когда четко разграничиваются материальные и духовные явления. Значительное влияние на разработку сознания оказал в этот период Рене Декарт, введя в науку понятие рефлекса, сыгравшего впоследствии огромную роль в исследовании механизма физиологии нервной деятельности. Декарт полагал, что сознание, мышление есть деятельность мыслящей субстанции, существующей независимо от человеческого тела, от мира вещей вообще. Обосновывая принцип сознания, он пришел к выводу о том, что сущность человека не в его теле, а в его сознании, мышлении, душе. Лейбниц, Фихте, Гегель считали, что весь окружающий мир всецело зависит от сознания. Провозглашая принцип активности сознания, они рассматривали его как деятельность особого нематериального начала – духа, абсолютной идеи, Бога.

Альтернативной  была позиция философов материалистической традиции. К примеру, Гоббс рассматривал сознание как движение в органах человеческого тела благодаря внешним воздействиям вещей через ощущения и представления. Для Гельвеция в сознании нет ничего, кроме чувствительности и памяти, а все операции ума сводятся к ощущениям. Французский ученый Кабаний, продолжая данную позицию, считает, что мозг вырабатывает  мысли и чувства так же, как  печень вырабатывает желчь, что сознание является одним из видов материи.

Для марксисткой  философии сознание есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга – отражать в идеальных образах окружающий мир и целенаправленно его изменять. Исходя из социально-исторической детерминации сознания и активности индивида, марксистская философия рассматривает сознание и как продукт истории, и как ее субъект.

Интересны трактовки  сознания в «философии» Ницше, концепции  жизненного разума Ортеги-и-Гассета, в экзистенциализме Сартра, в феноменологии Гуссерля, в лингвистической философии Витгенштейна, в философской герменевтике Гадамера, в структурализме Фуко. Новейшие достижения науки, выявив тесную связь человеческой психики с «макрокосмом», послужили основой для возникновения различного рода гипотез: концепции корпускулярно-волновой природы человека (человек как единство материального образования (биомашина) и неограниченного поля сознания); концепции человека как «молекулы», содержащей в себе информационную картину Вселенной; гипотезу о галактическом разуме; концепции о голографической природе Вселенной и сознания. весьма популярными сегодня стали гипотезы о «жизни после смерти», различные интерпретации психофизических феноменов – экстрасенсорных восприятий, телепатии, предсказания и прочее. Все это еще раз доказывает сложность исследования сознания и неоднозначность его понимания.

 

  1. Эволюционно-генетический аспект развития сознания

 

В современной  научной картине мира сознание человека в большинстве своем рассматривается в русле генезиса и эволюции форм отражения, хотя в последнее время высказываются различные предположения относительно его природы. В частности, выдвигаются аргументы в пользу не только и столько отражательной природы сознания, но символической, знаковой, высказанной еще Юмом, Ницше, Гельмгольцем в XVIII – XIX вв.

В чем суть сознания как высшей формы восприятия и  отражения действительности? Подчеркнем, что под отражением понимается всеобщий атрибут материи, означающий способность материальных систем воспроизводить в измененном виде структуру и свойства других материальных систем, вступавших с ними во взаимодействие. Характер отражения, его особенности зависят как от природы отражающего объекта, так и от особенностей отражаемого, т.е. отражение своеобразно на различных уровнях организации материи. При этом следует учитывать, что отражение воспроизводит отражаемое не полностью, а лишь частично.

Информация о работе Философия о происхождении и сущности сознания: история и современность