Философия о проблеме свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание работы

Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого “винтика” в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу.

Содержание

Понятие свободы. Свобода положительная и отрицательная
Свобода воли и необходимость – различные концепции
Свобода и рабство. Свобода и судьба человека
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 22.76 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Уральский Государственный экономический  университет

Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: «Философия»

Тема  № 24: Философия о проблеме свободы человека 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент ___ курса

Группы __ЭПБп-08 СВ__

Проверил  преподаватель:

________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

2010г.

Содержание:

Понятие свободы. Свобода положительная  и отрицательная  
Свобода воли и необходимость – различные  концепции  
Свобода и рабство. Свобода и судьба человека  
Список  литературы  
   

    Понятие свободы. Свобода  положительная и  отрицательная

    Ни  одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории  общества, как проблема свободы. Особенно остро эта проблема ощущается  в современную эпоху, когда все  возрастающая масса людей втянута  в борьбу за ее практическое достижение.

    Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие  в возможности личности мыслить  и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или  внешнего принуждения.

    Для личности обладание свободой - это  исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая  регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого “винтика” в социальных и технологических  системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность  не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам  окружающей действительности, но и  преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и  не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы  человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом  всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она  включена - нации, классы, государства. 
 
 
 
 
 

    Свобода воли и необходимость  – различные концепции

    В истории философской мысли свобода  традиционно рассматривалась в  ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его  воли. Противопоставление понятий “свобода”  и “необходимость” как философских  антимоний, отрицание или подмена  одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

    Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и  поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо  без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности  за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности  за свое поведение теряет смысл, а  “воздаяние по заслугам” превращается либо в произвол, либо в лотерею.

    Выделяют  несколько моделей взаимоотношений  человека и общества по поводу свободы  и ее атрибутов.

    Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь  своих целей любой ценой. Но это  трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть  в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек  не в силах обрести свободу  людей, бежит в монастырь в  скит, в себя, в свой “мир”, чтобы  там обрести способ свободной  самореализации. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя  в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме. 

Свобода и рабство. Свобода  и судьба человека

    Рабство

    (Перенаправлено  с Невольник)

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рабство (значения).

    Запрос  «Раб» перенаправляется сюда; см. также  другие значения. 

    Ра́бство  — нахождение некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей (рабовладельцев). Рабовладелец целиком владеет личностью своего раба на правах собственности. Будучи собственностью другого, раб не принадлежит  самому себе и не вправе собой распоряжаться  без разрешения своего хозяина. 

    На  протяжении последних 5000 лет рабство  существовало во многих обществах. Среди  наиболее известных рабовладельческих  государств — Древняя Греция и  Рим, а в более поздний период — США и Бразилия. Рабство на Древнем Востоке имело много  отличительных черт. Марксизм выделяет рабовладельческое общество в качестве отдельной социально-экономической  формации, охватывающей исторический период между первобытным обществом  и феодализмом, в период которой  рабский труд являлся основной движущей силой развития человеческого общества. 

    В настоящее время рабство официально запрещено во всём мире, однако похожие  внешне формы принудительного труда  неофициально или полуофициально продолжают существовать во многих странах. 

    В формах, типичных для классического  рабовладельческого общества, рабство  продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев. 

    Явление того же порядка, хотя и несравненно  меньших масштабов, — трудовое рабство  на слабо контролируемых правительствами  территориях стран бывшего СССР, в частности, на российском Северном Кавказе, в Туркменистане. Там по сей день распространена практика обращения  в рабство и использования  в работах (главным образом, сельскохозяйственных) людей, заманенных обманом или похищенных силой. 

    Свобода 

    Свобо́да  — это наличие возможности  выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно  отсутствию свободы — несвободе. (см. также Степени свободы). Свобода в Викицитатнике?

Свобода — это отсутствие принуждения  со стороны других людей. (см. также  Либертарианство).

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость». 

    В этике «свобода» связана с  наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в  заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается  свободной волей, является свободным  волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание  человеком своей свободы и  связанной с ней ответственности. 

    Абсолютная  свобода — течение событий  таким образом, чтобы воля каждого  действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны  воли других действующих лиц или  обстоятельств. 

    В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как  возможность «делать всё, что  не наносит вреда другому: таким  образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование  теми же правами. Пределы эти могут  быть определены только законом». 

    В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его  свободу воли, но и с мерой ответственности  — вменяемости или невменяемости  личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности  за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания. 

    В праве — закрепленная в конституции  или ином законодательном акте возможность  определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода  вероисповедания и т. д.). Категория  «свобода» близка к понятию «право»  в субъективном смысле, однако последнее  предполагает наличие более или  менее четкого юридического механизма  для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий. Как ни странно, распространённой ошибкой является мнение о том что свобода слова является одним из составляющих свободы (с политической точки зрения), но тем не менее это не так.  

    Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников  идеалы свободы послужили основой  создания демократического общества, классическим примером которого стали  Афины в Древней Греции. В последние  столетия к этим идеалам вернулось  и современное общество. 

    Свобода — это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего  его общества. 

    Список  литературы:

1 .Мир философии. Книга для чтения, 1 часть. М.: ИНФРА, 2001.-659с.

2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 2002.-559с.

3. Философский словарь. - М.: Политиздат, 2000.-782с.

Информация о работе Философия о проблеме свободы человека