Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:49, реферат
17 в. открывает особый период в развитии философской мысли, который принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.
Становление классической философии и ее особенности.
Проблемы теории познания и методологии в философии XYII в.:
Эмпиризм, рационализм, иррационализм
Проблема человека и общества.
Множество фрагментов Паскаля является вариацией на эту тему. Признаки "величия" человека многообразны. Так, человек осознает бесконечность, необъятность Вселенной и свое скромное место в ней, свое "онтологическое ничтожество" и тем самым, по мнению Паскаля, подымается над ним. "Величие" человека выражается и в том, что он "носит в себе идею истины", ищет истину, подчас жертвуя всем ради нее. В плане нравственном "величие" человека заключается в стремлении к добру, данному ему от "природы", любви к духовному началу в себе и в других, уважении нравственной истины, т.е. нравственного идеала.
Но одностороннее
преувеличение превосходства
"Величие"
и "ничтожество" человека
выступают у Паскаля как
"Ничтожество"
человека выражается и в
Философы 17
в. утверждают право человека на свободу,
счастье, развитие, и проявление своих
способностей. Эти умонастроения
воплотились в идеалах
В философии Нового времени обсуждается не только проблема человека, но и проблема справедливого устройства общества, сущностигосударства. Мыслители этой эпохи сделали попытку вскрыть земную основу государства, обосновать мысль, что государство не результат божественного творения, а продукт сознательной деятельности людей, результат человеческого, а не божественного установления. Формируется так называемая теория "общественного договора", объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния народа (status naturalis) к состоянию гражданскому (status civilis). Существенный вклад в ее разработку внес Томас Гоббс (1588-1679).
На первой стадии развития человеческого общества господствует естественное право: право каждого человека на все в чем он нуждается, чего он желает. Фактически оно означает неограниченность человеческой свободы в стремлении поддерживать свое существование и улучшать его любыми доступными средствами: "люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям"..., они действуют "ради любви к себе, а не к другим"... Гоббс не жалеет красок для изображения алчности и даже хищности людей в их естественном виде. Он выражает эту мрачную картину древней пословицей "человек человеку волк". Отсюда понятно почему естественное состояние представляет собой непрерывную "войну каждого с каждым". Такая война грозит самоистреблением. Поэтому жизненно необходимо для всех людей сменить естественное состояние на гражданское, государственное.
Главным признаком
такого состояния является наличие
сильной централизованной власти. Она
учреждается путем
Такая "общественная власть" должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой и передачи его "какому-то собранию мужей" ... "когда же так станется, называют множество, таким образом объединенное в одну особую общность, общину, государство, по латыни civitas. Так родился этот великий Левиафан".
Государство выступает в политической теории Гоббса продуктом общественного договора, гарантом мира и процветания членов общества, дает возможность каждому человеку реализовать те права, которыми он обладает от природы: правом на жизнь, безопасность, на владение имуществом.
Гоббс является
сторонником сильной
В решении проблем государства к идеям Гоббса близки взгляды Б. Спинозы, Дж. Локка. Так, Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей. Но в отличие от Гоббса на первый план ставит не столько правовые и юридические, сколько моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются по "скрытому молчаливому согласию" должны быть естественным регулятором межличностных отношений, считает он.
Смешивает юридические
нормы с моральными и Спиноза,
преувеличивая моральные
Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Следует отметить, что Локк был глубоко убежден, что собственность неотделима от труда, а труд и прилежание - главные источники стоимости. Некоторые современные философы считают, что Локк в работе "Два трактата о государственном правлении" разработал идейно-политическую доктрину либерализма.
Мысль о "разумности мира" - природы и общества, которая красной линией проходит через всю философию 17 в., трансформируется в 18 в. видею просвещения как главной движущей силы истории, источника и главного способа достижения человечеством равенства, братства, свободы, то есть состояния соответствия требованием разума, Царства Разума.
Вопросы для самоконтроля и размышлений:
Какие факторы
оказали влияние на формирование
классической философии в Западной
Европе в 17 в.?
В чем особенность просветительско-модернистской
парадигмы?
Как обосновывает Ф. Бэкон эмпирическую
методологию?
В чем заключается метод "радикального
сомнения" Р. Декарта и какова его роль
в критике схоластики?
Какова роль интуиции и универсальной
математики в познании с точки зрения
Декарта?
Существует ли связь между парадигмой
картезианства и современной техникой?
Каковы причины возникновения иррационалистических
концепций в 17 в.?
Как философы Нового времени трактуют
человека?
Как решается мыслителями 17 в. проблема
свободы воли?
В чем суть теории общественного договора?
Литература