Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:02, реферат
Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.
Введение
Основные черты философии нового времени
Ф.Бекон - основоположник индуктивного метода
Рационализм Р. Декарта
Философия Б. Спинозы. Учение о субстанции.
Список литературы
Декарт придерживался принципа гносеологического оптимизма, согласно которому возможности познания безграничны.
Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которого отличают целесообразная деятельность и речь. Критерием истины он признавал интеллектуальную интуицию- ясное и отчётливое представление о предмете.
ИТАК: Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Хотя великий рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, был убежден в безошибочности и силе правильно рассуждающего ума, но он явно недооценивал, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю роль в выведении тех истин, которые потом он воспринимал как интуитивные. Однако картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы совершенно игнорировался опытный фактор. Декарт был далек от полного игнорирования. Уже в "Правилах для руководства ума" он осудил тех высокомерных "мудрецов", которые, пренебрегая опытом, высокомерно воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы Юпитера. В "Рассуждении о методе" Декарт заявил: "Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании". Своими экспериментами Декарт сам это показал, доказав, что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждение, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом. В целом же Декарт односторонне подчеркнул значение интеллектуального фактора методологии. Опытный фактор был сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора умственного, рационального. Чувственное познание необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.
Учение о субстанции Б.Спинозы
Исходной проблемой философского представления о мире в целом является учение о бытие. В эпоху Средневековья общепризнанным считалось мнение о том, что подлинное бытие - духовное. Всё земное тленно и преходяще. В Новое время поиск единства и устойчивости мира трансформировался в решение проблемы о субстанции (сущности). Таковой у разных мыслителей признавалась либо одна (или материя или сознание), либо две (и сознание и материя), либо множество (когда каждая вещь содержит в себе бесконечность мира). Соответственно такие воззрения получили в философии названия "монизма", "дуализма", и "плюрализма".
Согласно современному энциклопедическому словарю - СУБСТАНЦИЯ (лат . substantia - сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631 - 1677) [нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, - закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи - ее модусы (единичные проявления). Человек - часть природы, душа его - модус мышления, тело - модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.
Бенедикт Спиноза (1631 - 1677)
Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде - "Этике". Рассуждения в "Этике" разделены на пять основных частей (о Боге, о природе и происхождении мысли, о происхождении и аффекте, о человеческой несвободе, или о силе аффектов, о силе разума, или о человеческой свободе).
Мышление
трактовалось как своего рода самосознание
природы. Отсюда принцип познаваемости
мира и глубокий вывод: порядок и
связь идей те же, что порядок
и связь вещей. И те, и другие
только следствия божественной сущности:
любить то, что не знает начала и
не имеет конца- значит любить Бога.
Человек может лишь постигнуть ход
мирового процесса, чтобы сообразовать
с ним свою жизнь, свои желания
и поступки. Мышление тем совершеннее,
чем шире круг вещей, с которыми человек
вступает в контакт, т.е. чем активнее
субъект. Мера совершенства мышления определяется
мерой его согласия с общими законами
природы, а подлинными правилами
мышления являются верно познанные
общие формы и законы мира. Понимать
вещь - значит видеть за ее индивидуальностью
универсальный элемент, идти от модуса
к субстанции. Разум стремится
постичь в природе внутреннюю
гармонию причин и следствий. Эта
гармония постижима, когда разум, не
довольствуясь
Истинная мысль отличается от ложной в первую очередь тем, что познает вещь в качестве модуса единой субстанции, через ее первопричину; а форма истинной мысли должна быть заключена в самой этой мысли, не иметь причины в качестве объекта, быть познаваемой через себя, зависеть от "самой мощи и природы разума". Второй критерий истинной мысли - ясность, отчетливость и простота. Сама же теория познания является классическим выражением логического субстанциализма метафизики 17 века, развертывающей собственную сущность вещи, исходя из нее самой, в отношении вещи несотворенной. Правила, выдвигаемые для вещей сотворенных, связаны с обычным причинным ее объяснением, как способом, которым эта вещь может быть произведена. Истина, согласно Спинозе, должна быть ясна через саму себя. Высшей познавательной ценностью обладает в представлении Спинозы рациональная интуиция. Кроме основных положений формальной логики и математики, по его гносеологической концепции, самая очевидная интуиция - понятие субстанции. Вслед за Декартом Спиноза рассматривает интуицию как доказательство ее самой, то есть как критерий истинности. В схолии к теореме 43 второй части "Этики" он определяет истину, как "мерило самой себя"
Спиноза
считает, что последняя цель, которую
мы ищем, и самое предпочтительное,
что нам известно, есть истинное
познание, в котором человек соединяется
с богом, "постижение бога - высшая
добродетель души". В отношении
познания раскрывается связь метафизической
концепции Спинозы с другими
сферами духовной жизни. Чувственное
(низшее по значению) знание усматривает
только множественность вещей и
не способно подняться до их постижения
как проявления единой божественной
природы. Подлинная мудрость преодолевает
смутные желания и рабство
человеческих страстей и обретает свободу
в спокойном и ясном
Рационалистическая теория познания Спинозы различает три рода познания . Познание первого рода – мнение или воображение- имеет своим источником или беспорядочный опыт (чувственное познание отдельных вещей), или воспоминание о том, что мы слышали от других людей. Познание второго рода- разум, рациональное познание- возникает из общих понятий о свойствах вещей. Познание третьего рода- интуитивное познание сущности вещей; лишь этим путём, полагал Спиноза, мы познаём субстанцию ;интуицию, которую Спиноза вслед за Декартом понимал как способность интеллекта, он считал наивысшим родом познания и критерием истины.
Можно сказать, что познавательный процесс в собственном смысле слова в философии Б.Спинозы является инструментом освобождения деятельности человека от влияния аффектов. Задача познания - подчинение аффектов разуму. В этом смысле Спиноза полностью отражает специфический момент метафизики 17 века, которой может быть выражен тезисом: "познание ради деятельности", "мы лишь постольку деятельны, поскольку познаем".
Список Литературы