Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

Содержание

Введение
Основные черты философии нового времени
Ф.Бекон - основоположник индуктивного метода
Рационализм Р. Декарта
Философия Б. Спинозы. Учение о субстанции.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат Философия Нового времени.docx

— 45.08 Кб (Скачать)

Декарт придерживался  принципа гносеологического оптимизма, согласно которому возможности познания безграничны.

Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как  разумного существа, которого отличают целесообразная деятельность и речь. Критерием истины он признавал интеллектуальную интуицию- ясное и отчётливое представление  о предмете.

ИТАК: Рационалистический метод  Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма  Бэкона, основанному на чисто опытном  выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Хотя великий  рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, был  убежден в безошибочности и силе правильно рассуждающего ума, но он явно недооценивал, что успешные эксперименты тоже играли не последнюю  роль в выведении тех истин, которые  потом он воспринимал как интуитивные. Однако картезианский аналитический  и одновременно дедуктивно-синтетический  метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность, если бы совершенно игнорировался опытный  фактор. Декарт был далек от полного  игнорирования. Уже в "Правилах для  руководства ума" он осудил тех  высокомерных "мудрецов", которые, пренебрегая опытом, высокомерно  воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из головы Юпитера. В "Рассуждении о методе" Декарт заявил: "Что касается опытов, то я заметил, что они тем более  необходимы, чем дальше мы продвигаемся в познании". Своими экспериментами Декарт сам это показал, доказав, что рационалистический метод, если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждение, обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом. В целом же Декарт односторонне подчеркнул значение интеллектуального фактора методологии. Опытный фактор был сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора умственного, рационального. Чувственное познание необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.

 

 

Учение о субстанции Б.Спинозы

 

Исходной  проблемой философского представления  о мире в целом является учение о бытие. В эпоху Средневековья  общепризнанным считалось мнение о  том, что подлинное бытие - духовное. Всё земное тленно и преходяще. В  Новое время поиск единства и  устойчивости мира трансформировался  в решение проблемы о субстанции (сущности). Таковой у разных мыслителей признавалась либо одна (или материя  или сознание), либо две (и сознание и материя), либо множество (когда  каждая вещь содержит в себе бесконечность  мира). Соответственно такие воззрения  получили в философии названия "монизма", "дуализма", и "плюрализма".

Согласно  современному энциклопедическому словарю - СУБСТАНЦИЯ (лат . substantia - сущность; то, что лежит в основе), объективная  реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Рационалистическая  традиция после Декарта нашла  своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631 - 1677) [нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, - закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи - ее модусы (единичные проявления). Человек - часть природы, душа его - модус мышления, тело - модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.

 

Бенедикт Спиноза (1631 - 1677)

 

Основные  идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде - "Этике". Рассуждения в "Этике" разделены на пять основных частей (о Боге, о природе и происхождении  мысли, о происхождении и аффекте, о человеческой несвободе, или о  силе аффектов, о силе разума, или  о человеческой свободе).

Мышление  трактовалось как своего рода самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости  мира и глубокий вывод: порядок и  связь идей те же, что порядок  и связь вещей. И те, и другие только следствия божественной сущности: любить то, что не знает начала и  не имеет конца- значит любить Бога. Человек может лишь постигнуть ход  мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, свои желания  и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек  вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами  мышления являются верно познанные  общие формы и законы мира. Понимать вещь - значит видеть за ее индивидуальностью  универсальный элемент, идти от модуса к субстанции. Разум стремится  постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта  гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными  наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений[7].

Истинная  мысль отличается от ложной в первую очередь тем, что познает вещь в качестве модуса единой субстанции, через ее первопричину; а форма  истинной мысли должна быть заключена  в самой этой мысли, не иметь причины  в качестве объекта, быть познаваемой  через себя, зависеть от "самой  мощи и природы разума". Второй критерий истинной мысли - ясность, отчетливость и простота. Сама же теория познания является классическим выражением логического  субстанциализма метафизики 17 века, развертывающей собственную сущность вещи, исходя из нее самой, в отношении  вещи несотворенной. Правила, выдвигаемые  для вещей сотворенных, связаны  с обычным причинным ее объяснением, как способом, которым эта вещь может быть произведена. Истина, согласно Спинозе, должна быть ясна через саму себя. Высшей познавательной ценностью  обладает в представлении Спинозы  рациональная интуиция. Кроме основных положений формальной логики и математики, по его гносеологической концепции, самая очевидная интуиция - понятие  субстанции. Вслед за Декартом Спиноза  рассматривает интуицию как доказательство ее самой, то есть как критерий истинности. В схолии к теореме 43 второй части "Этики" он определяет истину, как "мерило самой себя"

Спиноза считает, что последняя цель, которую  мы ищем, и самое предпочтительное, что нам известно, есть истинное познание, в котором человек соединяется  с богом, "постижение бога - высшая добродетель души". В отношении  познания раскрывается связь метафизической концепции Спинозы с другими  сферами духовной жизни. Чувственное (низшее по значению) знание усматривает  только множественность вещей и  не способно подняться до их постижения как проявления единой божественной природы. Подлинная мудрость преодолевает смутные желания и рабство  человеческих страстей и обретает свободу  в спокойном и ясном миросозерцании. Достижение этого состояния есть высшая задача нравственности. В нем  человек обретает счастье высшего  качества, питаемое интеллектуальной любовью к Богу. Таким образом, Спиноза углубляет звучащую у  Декарта тему обретения человеком  свободы путём подчинения человеческих страстей разуму.

Рационалистическая теория познания Спинозы различает три рода познания . Познание первого рода – мнение или воображение- имеет своим источником или беспорядочный опыт (чувственное познание отдельных вещей), или воспоминание о том, что мы слышали от других людей. Познание второго рода- разум, рациональное познание- возникает из общих понятий о свойствах вещей. Познание третьего рода- интуитивное познание сущности вещей; лишь этим путём, полагал Спиноза, мы познаём субстанцию ;интуицию, которую Спиноза вслед за Декартом понимал как способность интеллекта, он считал наивысшим родом познания и критерием истины.

Можно сказать, что познавательный процесс в  собственном смысле слова в философии  Б.Спинозы является инструментом освобождения деятельности человека от влияния аффектов. Задача познания - подчинение аффектов разуму. В этом смысле Спиноза полностью  отражает специфический момент метафизики 17 века, которой может быть выражен  тезисом: "познание ради деятельности", "мы лишь постольку деятельны, поскольку  познаем".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

  1. 4. Розов М.А. Знание как объект исследования// Вопр. Философии. -1998.
  2. 6. Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.
  3. 9. Введение в философию. //под ред. Фролова С.С., М., 1996
  4. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974
  5. Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001
  6. Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997
  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.:Гардарики,2000

Информация о работе Философия нового времени