Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 00:23, реферат
В XVIII в. философская мысль достигла такой зрелости, что ее наиболее выдающиеся представители осознали факт ее исконной и углубляющейся со временем поляризации на материалистическое и идеалистическое («спиритуалистическое») направления. При всем обилии попыток совместить материалистические положения с идеалистическими – возникло такое осознание непримиримого противоречия между ними, что появились, с одной стороны, последовательно идеалистическое, а другой – последовательно материалистическое миропонимания.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-политические воззрения эпохи. 4
Глава 2. Общественно-правовой идеал Нового времени. 7
Глава 3. Основные идеи немецкой классической философии. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Список использованной литературы. 15
Гегель (1770-1831 гг.) – один из виднейших представителей немецкой классической философии, ученый-энциклопедист, создатель системы абсолютного идеализма, в основе которого лежит выявленная им внутренняя логика историко-философского процесса. Высший принцип Гегеля – абсолютное тождество мышления и бытия, которое он трактовал одновременно как первооснову мира и как принцип познания. В своем развитии то тождество различает в себе объективное и субъективное, историческое и логическое, природное и духовное. Основной элемент философской системы Гегеля – диалектический метод, наиболее адекватно воплощенный в науке логике. В соответствии с этим методом разворачивается содержание философии природы и философии духа. В рамках последней Гегель развивает свои идеи о сущности государства и права. Этой проблематике посвящен специальный труд Гегеля «Философия права» (более точное название: «Основания естественного права и науки о государстве. Основы философии права»). Предметом философской науки о праве он считал «понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени». Свободу, которую он рассматривал в качестве сущности духа, реализует себя в процессе отношения одной личности к другой, в сфере морали и нравственности. К области последней Гегель также относит государство и всемирную историю. В целом, философия Гегеля оказала большое влияние на развитие мировой философской и правовой мысли.
Подводя итог рассказу о немецкой классической философии, нельзя не затронуть философское наследие Фихте (1762-1814 гг.). Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Фихте, также как и представителей немецкой классической мысли, впрочем как и французских просветителей волновала тема свободы личности. Но, как мне показалось, Фихте уходит далеко вперед, предлагая механизм реализации этой свободы. Он полагал, «чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков людей».11 Подобная точка зрения встречается практически у всех представителей немецкого классицизма в философии, верной она считается и по сей день. Так, современный российский правовед С.С. Алексеев говорит, что «… моральные требование воздействовали на человека изнутри, через его сознание, через его духовный мир при помощи стимулов сознания и общественного мнения. Право же – преимущественно регулятор внешний, он призван регламентировать людские поступки главным образом путем установления формально-определенных писаных норм, содержащихся в законах, или иных нормативно-правовых актах, поддерживаемых властью».12
Мне кажется, что наибольшее влияние на развитие мировых философско-правовых позиций оказали именно воззрения немецкого классицизма, и это проявляется при решении таких проблемных вопросов, как например, соотношение права и морали.
Новое
время в отличие от Средневековья,
характеризуется господством не
духовного, а светского сознания,
которое заключает в себе момент
иррелигиозности. Кроме того, если в Средние
века пользовались в основном дедуктивным
методом, то есть рассуждением и получением
истины, идя от общего к частному, то философия
Нового времени строится на методе эмпиризма
(познания с помощью опыта) и рационализма.