Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:46, статья
Духовный облик Нового времени (VII–VIII вв.) характеризуют два момента: 1. Падение авторитета церкви; 2. Рост авторитета науки.
Философия Нового времени.
Духовный
облик Нового времени (VII–VIII вв.) характеризуют
два момента: 1. Падение авторитета
церкви; 2. Рост авторитета науки.
В культуре Нового времени светские элементы
преобладают над элементами церковными.
Государства все больше заменяют церковь
как орган управления, контролирующий
культуру. Они оказывают меньшее влияние
на философские воззрения, нежели церковь
в средние века. Важным событием, определившим
характер и направленность философской
мысли, стала научная революция. Ее начало
было положено открытиями Н.Коперника,
И.Кеплера, Тихо де Браге, Г.Галилея, а завершение
выпало И.Ньютону. Философия должна была
осознать смысл и масштаб происходящих
перемен и, отвечая ходу событий, ввести
современников в новый мир. Отныне наука
становится не делом кабинетного ученого,
она становится исследованием и раскрытием
мира природы. Наука становится экспериментальной,
и именно в эксперименте ученые обретают
истинные суждения о мире. Появилась необходимость
в специальном строгом языке, в собственных
научных институтах.
Наиболее
характерная черта науки
В этот период происходит быстрое экономическое развитие. На-рождающаяся буржуазия благодаря экономической деятельности ориентирует познание на действительное знание мира. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и про-мышленной жизни, развитие научного познания, опирающегося на эм-пирию и опыт, представляют ту социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы вся философия Нового времени.
В истории философии и науки Фрэнсис Бэкон (1561-1626) выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки. Главным делом философа становится критика традиционного познания и создание нового метода постижения природы вещей. Обладание истиной обнаруживает себя в росте практического могущества человека. «Знание – сила» - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства».
Ф.Бэкон знаменит также как основатель современного индук-тивного метода и зачинатель логической систематизации научной деятельности. Он ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты, на которых должна базиро-ваться наука.
Последователями эмпиризма Ф.Бэкона были английские философы Т.Гоббс (1588-1679), Д.Локк (1632-1704), Дж.Беркли (1685-1753), Д.Юм (1711-1776) и др.
Противостоит эмпиризму и сенсуализму в гносеологии рационализм, ориентирующийся на разум в познании. Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650).
Отправной точкой философии Декарта становится общая с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания. Декарт развивает учение о методе, основываясь на правилах очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза).
Для того чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания, Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению. Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Такую безусловную и неоспоримую очевидность он обнаруживает в следующем: «я мыслю, следовательно, существую». Из этого вытекает положение о примате разумного, умопостигаемого мира над миром чувственным.
Рационализм Декарта основывается на попытках применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике философ ценит, прежде всего, то, что с ее помощью можно прийти к точным, достоверным выводам.
Декарт – дуалист, он полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельные и независимые друг от друга субстанции – душа и тело. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ – мышление.
Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму.
Вклад Декарта в историю философии по праву именуется «картезианской революцией», которая заключается в своей антидогматической направленности и переоценке укоренившихся традиционных убеждений. Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1632-1677) и Готфрида Лейбница (1646-1716).
Нидерландский философ Бенедикт Спиноза в рамках рациона-листической традиции также уверен в познаваемости мира и так же, как Декарт, разделяет возникающие в связи с воображением идеи, опирающиеся на чувства, и идеи, которые связаны с пониманием мира, опирающиеся на ум. Именно рассудочное познание, оперирующее общими понятиями, лишено, по мнению Спинозы, всякого субъекти-визма, а потому оно полностью истинно, понятия рационально связаны между собой, что позволяет осуществлять процесс дедуктивного построения науки.
В XVIII – начале
XIX вв. в Европе возникает культурно-идеоло-
Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, посвятившая себя прогрессу. В основу духовного, материального и политического прогресса просветители ставят конкструктивно-критическое применение разума.
Просветители создавали культ Разума, наследуя идеи Декарта, Спинозы и Лейбница. Однако сама концепция Разума просветителей ближе понятию, сформулированному Локком. Речь идет об огра-ниченном разуме: он ограничен рамками опыта и им контролируется. Просвещение не слишком оригинально по содержанию. Философская оригинальность просветительского мышления заключается в тщательном отборе частей и деталей для усовершенствования мира и человека.
Скептическое, а чаще откровенно непочтительное отношение философии к церкви является главной отличительной чертой эпохи Просвещения.
Просветительский разум лежит в основе юридических норм и концепции государства. В эпоху Просвещения представления о естественном праве превратились в теорию (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др.). Именно на основе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, нашедшая свое наиболее яркое воплощение в «Декларации прав человека и гражданина», выработанной и принятой в 1789 г. Учредительным Собранием, где определены принципы политического манифеста Французской революции.
Популяризаторские
способности просветителей
У Дени Дидро (1713-1784) мы видим попытку глобального истолкования материальности мира в духе материалистической философии. Он пытался объяснить единство материи и движения, преодолевая свойственный тому времени механицизм. Он ближе всех в XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный аргумент против существования Бога.
В рамках французского Просвещения Э.Кондильяк (1714-1780) осуществил самую последовательную попытку развития эмпиризма в подлинно философском смысле. Познание представляет собой лишь видоизмененное ощущение.
Однако, если
у Дидро материализм еще
В учении французских материалистов мы находим идеи о внутренней активности материи, всеобщем характере движения. Однако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам.
Основным
методом, которым пользовались французские
матер-иалисты, был метафизический
метод, который сложился как антитеза
схоластике и был методом эмпирического
исследования. Метафи-зический материализм
обосновывал всеобщность движения, принцип
неуничтожимости материи и движения, но
для него характерно механистическое
понимание движения как перемещения тел
в пространстве, что не могло объяснить
самодвижения материи. Подчеркивая единство
мира и, тем самым, обосновывая атеистическое
мировоззрение, он не понимает взаимосвязь
как определяющую качественную определенность
явлений и их свойств. При всей ограниченности
следует отметить выдающееся значение
метафи-зического понимания мира, который
осуществил прорыв сквозь схоластику
и спекулятивное мышление прошлых веков.