Философия нового времени и познание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:49, доклад

Описание работы

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения.

Работа содержит 1 файл

Философия нового времени.docx

— 27.12 Кб (Скачать)

Философия нового времени и познание человека… 

Основные  черты философии  нового времени

 

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVIIXVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения.

Человек рассматривался, как инициативный и деятельный работник. 
 
Основной темой
философии Нового времени стала тема познания. Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы. 
 
Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости.  

Значительный  вклад в учение о природе и  сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они  считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения  нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей  явилась источником возникновения  марксистской философии.  

Явными представителями  этой эпохи были Френсис Бекон, Томас  Гоббс, Рене Декарт

Первым исследователем природы в Новое время был  английский философ Френсис Бэкон (1561—1625). Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. «Человек похож на обезьяну чем выше он забирается, тем больше он показывает свою попу.» Френсис Бэкон

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ. Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей.

«Люди отступают  от обычая, когда этого требует  их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем  объясняется, что учения о праве  и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между  тем как учения о линиях и фигурах  не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов  людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Ибо я не сомневаюсь, что если истина, что сумма углов треугольника равна сумме двух углов квадрата, противоречила бы чьему-либо праву  на власть или интересам тех, кто  уже обладает властью, то, поскольку  это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии  было бы если не оспариваемо, то путем  сожжения книг по геометрии было бы вытеснено.»Томас Гоббс

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

Духовный мир  человека есть нечто врожденное. К  врожденным идеям Декарт относит  идею Бога и основы математики и  логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

Одно из центральных  мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью  которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел  философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую». 

«Люди с сильным  и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости  от своего благополучия или своих  несчастий.» Рене Декарт 

Образ человека, воспетый в эпоху Возрождения, и  эйфорическое поклонение ему сменилось в 17в. Более трезвым и в общем более верным взглядом на него. Согласно механической картине мира этой эпохи человек рассматривался как машина, «машина, которая состоит из костей и мяса» (Декарт), как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами. Правда, это существо обладает способностью мыслить: «мыслящая вещь, или вещь, которая умеет мыслить»(Декарт)

Жизнь по мнению Т.Гоббса, чисто механический и автоматический процесс, причем сердце-это пружина, нервы-нити, суставы-колеса, сообщающие движение всей машине человеческого  тела, так как того хотел Мастер. Принцип механического понимания  жизнедеятельности человека Гоббс  развивал последовательнее Декарта, т.к. отказался от идеи разумной души, составляющие проявление особой, духовной субстанции. С его точки зрения, человек это часть природы, функции которого принципиально сводимы к механическому движению, а законы разума- к законам математики. При этом многие философы рассматривали связь тела и сознания как случайную. Все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов, включены в цепь  мировой детерминации.

В духе «века  разума» Спиноза утверждает 

С этим стремлением  связана новая эпоха культуры - эпоха европейского Возрождения или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение. Для христианства и средневековья единственная творческая сила - бог. Даже человек, обладающий богоподобной душой, лишь червь земной. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного.

Отсюда и интерес  к человеческому достоинству, к  свободе и разуму человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия нового времени и познание человека