Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 21:36, реферат
Философия помогает человеку самоопределиться в мире. Решать наиболее важные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности. По своей природе философия всегда инновационная и критична. Она раскрывает мышление человека, придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.
Введение……………………………………………………………………3
Формирование философии Нового времени……...…………………….5
Жизненный путь Ф. Бэкона……………………………………………….7
Главные идеи философии Ф. Бэкона……………………………………..8
Отрывок из книги «Мир философии»….................................................21
Афоризмы и высказывания Ф. Бэкона.………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..25
Список используемых источников………………………………………27
Говорят также, что именно бог Пан обнаружил Цереру, отправившись на охоту, остальным же богам это не удалось, хотя они старательно искали и все делали для того, чтобы найти ее. Этот эпизод заключает в себе удивительный и глубокий смысл: не следует ждать открытия полезных и необходимых для практической жизни вещей от философов, погруженных в абстракции, которые оказываются здесь похожими на старших богов, хотя они всеми силами стремятся принести пользу; этого следует ждать только от Пана, т.е. от тонкого эксперимента и всеобъемлющего познания природы, и такие открытия происходят почти всегда случайно, как будто бы во время охоты. Ведь всеми самыми полезными открытиями мы обязаны опытному знанию, и эти открытия подобны некоему дару, доставшемуся людям по счастливой случайности [6].
Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук //
Сочинения.
В 2 т. М., 1971. Т. I. С. 191 – 197
АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ Ф. БЭКОНА
Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами.
***
Возможность украсть создает вора.
***
Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение.
***
Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели.
***
Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними.
***
Гордость лишена лучшего качества пороков – она неспособна скрываться.
***
Истина есть дочь времени, а не авторитета.
***
Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
***
Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.
***
Мы думаем по внушениям природы, говорим по внушениям наших учителей, но действуем по привычке.
***
Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей...
***
Правильная постановка вопроса свидетельствует о некотором знакомстве с делом.
***
Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает только собственными.
***
Удача делает глупцом того, кому она отдает свою благосклонность.
***
Человек
– служитель и истолкователь
природы. [13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философы по-прежнему будут пытаться выяснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично - идея или материя», пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки («начала времени») пространственных координат.Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непосильное человеческому разуму на его теперешнем уровне развития, ибо невозможно найти начало у идеального круга. Идея порождает материю, и наоборот. Этот процесс был и будет всегда бесконечен.
Что касается Френсиса Бэкона, размышляя сегодня над его наследием - философией далёкого английского Возрождения и вместе с тем европейского научного Возрождения мы можем выделить в нем самые различные элементы и напластования - новаторские и традиционалистские, научные и политические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят вглубь средневековья, и те, которые протягивают во времени свои вечнозелёные побеги в миры иных структур, проблем и умонастроений. Такова уже судьба классической философской мысли - долгая жизнь, в отличии от эпигонских и плоских философствований, претензионность которых болезненно ощущается уже современниками. Анализ и оценка последних обычно не представляют труда и легко могут перекрывать их убогое содержание. Оригинальная же мысль всегда содержит в себе тайну метаморфозы, возможность многократного и неожиданного преломления в умах будущих поколений.
Творчество Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII в., особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественно-научного общества, куда вошли творцы новой науки – Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.
Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Эту мысль он выразил в своём знаменитом афоризме «Знание - сила!», который красной нитью проходит через всю его философию.
Однако, как мне кажется, нельзя не отметить,
что английский философ сделал чрезмерный
акцент на эмпирических методах исследования,
недооценив при этом роль рационального
начала в познании, и прежде всего – математики.
Поэтому развитие естествознания в XVII
в. пошло не совсем по тому пути, который
ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод,
как бы тщательно он ни был отработан,
все же в конечном счете не может дать
всеобщего и необходимого знания, к какому
стремится наука. И хотя призыв Бэкона
обратиться к опыту был услышан и поддержан
– прежде всего его соотечественниками,
однако экспериментально-
Таким образом Френсис Бэкон первым с протестантской решительностью и безоглядностью на церковные авторитеты порвал со схоластическим прошлым и аристо-телизмом как главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. «Истина – дочь Времени, а не Авторитета», - провозгласил барон Веруламский (таков был дворянский титул философа). Он был первым, кто четко обозначил магистральный путь науки, по которому она движется по сей день: опора на достоверные факты, на опыт и эксперимент.
Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
Вообще, характерной чертой философии Нового времени была ее ориентация на изучение процесса познания, т. е. во главе угла стояла гносеология. Однако, существенным недостатком этой теории познания было то, что субъектом познания был отдельный, конкретный человек, а объектом - природа, нетронутая человеком, природа, как таковая. И истина в этой философии понималась лишь, как соответствие содержания человеческих знаний вне человека существующей природы. Современная же теория познания исходит из иных принципов, подробное рассмотрение которых выходит за рамки данной контрольной работы.
В целом же Новое время ознаменовалось
бурным развитием естественных и точных
наук. Наследуя и развивая достижения
Ренессанса, естествоиспытатели и философы
того времени создали новую картину мира,
ставшую основой европейской научно-технической
революции Нового времени. Философские
системы Бэкона, Декарта, Гоббса были ориентированы
на практическое использование достижений
науки в интересах промышленности, кораблестроения,
мореплавания. Девиз «Знание - сила» стал
отражением духа новой эпохи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия // Учебник // М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
2. Алексеев П.В. // Хрестоматия по философии // Учебное пособие // М., «Проспект», 1997 г.;
3. Зотов А. Ф. // Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. // 1991. № 12 С. 21.
4. История философии в кратком изложении // Пер. с чеш. И. И. Богута // М.: Мысль, 1995- 590 с.
5. Лавриненко В. Н., Иконникова Г. И., Ратников В. П. , Сидоров М. М. // Философия // 2-е изд., исправ. и доп. // Юристъ; 1998
6. Мир философии // Книга в 2-х ч. // Ч. 1. Исходные философ.проблемы понятия и принципы // М.: Политиздат, 1991. - 672 с.
7. Мир философии // Книга в 2-х ч. // Ч. 2. Человек. Общество. Культура // М.: Политиздат, 1991. - 624 с.
8. Соколов В.В. // Европейская философия XV-XVII в» // М., 1984.
9. Соколов В. В. // Основной вопрос философии в его историческо-философской конкретике и развитии // Философские науки. 1990. № 8. С. 83.
10. Субботин А.Л. // «Фрэнсис Бэкон» // Москва, «Мысль», 1974 г.
11. Фролов И.Т. // «Введение в философию» // Учебное пособие для высших учебных заведений // 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Республика, 2003. - 623 с.
12. Шлегель Ф. // Эстетика Философия. Критика: В 2 т. // М., 1983. Т. 2. С. 104-105.
13. http://aphorism-list.com/
14. http://www.piplz.ru/page-id-