Философия Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:19, реферат

Описание работы

Философия Ницше - в первую очередь философия индивидуума, однако не индивидуалиста. Стремление понять личность, отыскать выход из кошмаров эпохи - эпохи двойной морали во всем: в отношениях с людьми, государствами, нациями, в отношении к самому себе - такой видится цель философских построений Ницше. Отсюда и поэтическая форма таких построений, так как возможно ли осознать личность, используя биологические, медицинские, психологические понятия?

Работа содержит 1 файл

Философия Ницше.docx

— 15.86 Кб (Скачать)

Философия Ницше - в первую очередь  философия индивидуума, однако не индивидуалиста. Стремление понять личность, отыскать выход из кошмаров эпохи - эпохи двойной  морали во всем: в отношениях с людьми, государствами, нациями, в отношении  к самому себе - такой видится  цель философских построений Ницше. Отсюда и поэтическая форма таких  построений, так как возможно ли осознать личность, используя биологические, медицинские, психологические понятия? Отсюда и чаще всего афористичный их характер - стремление выразить свои мысли в емких, четких и одновременно кратких фразах. Однако тут и причина  трагедии Ницше. На самом деле, что  может оказаться соблазна для  интеллектуального обывателя, чем  краткие, без труда запоминающиеся и с первого взгляда не требующие  глубокого вдумывания (так они кажутся очевидными и понятными) формулировки, так отвечающие подсознательным устремлениям и желаниям. К

Другими словами к Ницше и  его трудам нельзя подходить с  позиций однозначной логики: Она  как минимум двусмысленной, однако чаще всего многозначна и определяется контекстом. Естественно, возможно заявить, что все это вызвано больным  сознанием философа. Однако не та это  патология, обостряет восприятие и  позволяет увидеть то, что недоступно так называемому здоровому разуму? Да и где она, граница м/у здоровьем  и болезнью у человека, пытающегося "вывернуть" собственный ум в  мучительном процессе самопознания?

Философские поиски Ницше - поиск морали для свободного человека на дороге разрушения традиционных ценностей, ориентация на который разрушает человечность, личность, а в конечном счете и  самого человека. Все существующие и существовавшие морали, по заключению Ницше, не просто несут на себе печать общества и условий его существования  и выживания, однако направлены, и  это основное, на оправдание и обоснование  обладания. Другими словами, они  корыстны, а посему и антигуманные. Все, даже так называемые общечеловеческие моральные ценности при внимательном их рассмотрении оказываются ширмой, маскирующей пользу. Так не лучше  ли заявить об этом прямо, назвать  вещи собственными именами и или  отказаться от таких "моральных" ценностей, или жить по ним? Однако последнее  едва ли вероятно для человека, потребляющего  и стремящегося к потреблению  и живущего в обществе - стаде. А  поэтому все демократические  движенья, по заключению Ницше, следуют  этой морали стадных животных, имеющей  свои корни в христианстве (см.: По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии Будущего / / Ницше  Ф. Соч.: В 2-х т . Т.2). И весьма логичной и естественной выглядит Ницшевськая критика христианства и христианской морали, ибо эта критика есть следствие неприятия буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного рационализму.Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и в также самое время очеловечивая природу, наделяя ее антропоморфными чертами, и в первую очередь волей к власти. Принцип воли к власти основной динамический принцип философии Ницше управляет развитием и человека, и мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная действительность, и она постижима из себя самой. И человеческая душа, человеческий интеллект порождены жизнью и включены в нее. Тут возможно усмотреть определенное биологизаторство, определенную редукцию духовного к биологическому. Однако это лишь 1 сторона ницшеанской философии жизни. Возможно заметить и другую сторону, связанную с постоянным поиском людьми своих связей с мироздания. И признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием. И признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием выглядит весьма логичным в контексте этих поисков. Тогда и безумие философии Ницше предстает не иррациональным, а весьма естественным в попытках, начинающиеся философом, выявить определяющее в личностном развитии ч/з принцип воли к власти, управляющий миром и человеком, в особенности если этот принцип толковать так же широко, как это делает Ницше .

По Ницше, воля к власти - не простое  стремление к господству сильного над  слабым, но еще и стремление сделать  слабого сильным. Астения относительна и определяется, с одной стороны, положением человека из иных людей, а  с иной - степенью самопознания личности. Личность свободна и сильна, если она  осознает себя личностью, которая может  поступать и поступает соответственно этому осознанию. Однако понимание  не только лишь индивидуальное, оно  еще социально и исторически. И лишь при выполнении всех таких  условий мы имеем на самом деле свободного и морального человека. Живущего в свободном и моральном  обществе. Идеалом тут является воля не в христианском понимании, что есть несвобода, внутреннее порабощение, смирение перед силой, а воля античности и Возрождения - в свободном обществе подобный культ, навязанный христианским лицемерием, невозможен. Переход же к такому обществу возможен не на дороге насильственного уничтожения существующего общества несвободы, так как всякое насилие порождает новое насилие, а именно на дороге возрождения идеала свободной сильной человеческой личности.

Известно, что до революции философия  Ницше была очень популярна в  РФ. Совпадение, резонанс свободолюбия русской интеллигенции. Ищущей пути понимания сущности свободы в  контексте космизма и связанного с этим индивидуализма в лучшем смысле этого слова в смысле суверенитета личности - со свободомыслием Ницше, с его свободолюбием и неприятием вещного, прагматизма, христианского двоемыслия обусловили понимание, впрочем и критическое, взглядов Ницше.

Ницше включает в философию 2 средства выражения афоризм и стихотворение; формы, сами по себе понимает новую  концепцию философии, новый образ  и мыслителя, и мысли. Идеала знания, поискам истинного он противопоставляет  толкование и оценку. Толкование закрепляет постоянно частичный, фрагментарный "смысл" некоего явления, оценка определяет иерархическую "ценность" смыслов, придает фрагментам цельность, не умаляя и не упраздняя при этом их многообразия. Афоризм являет собою  как искусство толкования, так  и то толкованию подлежащее; стихотворение - и искусство оценки, и то оценке подлежащее. Толмач - или физиолог, тот  кто наблюдает феномены как признаки и заявляет афоризмами. Ценитель - художник, который наблюдает и действует "перспективы", заявляет стихами. Философ обязан быть художником, короче говоря, законодателем.

Подобный тип философа является также древнейшим. Это образ мыслителя  досократиков, "физиолога" и художника, толкователя и ценителя мира. Как понимать эту близость будущего и первоначального? Философ будущего является в то же время исследователем старых миров, вершин и пещер, он действует не иначе, как силой воспоминания. том, что было по существу забыто. А забыто было, по Ницше, единство мысли и жизни. Единство сложное: жизнь в нем ни на шаг не отступает от мысли. Образ жизни внушает манеру мысли, образ мысли действует манеру жизни. Мысль активизируется жизнью, что в собственную очередь утверждает мысль. У нас не осталось даже представления об этой досократичний единства мысли и жизни. Остались только те примеры, где мысль обуздывает и калечит жизнь, переполняя ее мудростью, или те, где жизнь берет свое, заставляя мысль безумствовать и теряясь вместе с ней. Не осталось иного выбора: или незначительное жизни, или сумасшедший мыслитель. Или жизнь чересчур умная для мыслителя, или мысль чересчур сумасшедшая для человека здорового.


Информация о работе Философия Ницше