Философия Ницше - в первую очередь
философия индивидуума, однако не индивидуалиста.
Стремление понять личность, отыскать
выход из кошмаров эпохи - эпохи двойной
морали во всем: в отношениях с людьми,
государствами, нациями, в отношении
к самому себе - такой видится
цель философских построений Ницше.
Отсюда и поэтическая форма таких
построений, так как возможно ли
осознать личность, используя биологические,
медицинские, психологические понятия?
Отсюда и чаще всего афористичный
их характер - стремление выразить свои
мысли в емких, четких и одновременно
кратких фразах. Однако тут и причина
трагедии Ницше. На самом деле, что
может оказаться соблазна для
интеллектуального обывателя, чем
краткие, без труда запоминающиеся
и с первого взгляда не требующие
глубокого вдумывания (так они кажутся
очевидными и понятными) формулировки,
так отвечающие подсознательным устремлениям
и желаниям. К
Другими словами к Ницше и
его трудам нельзя подходить с
позиций однозначной логики: Она
как минимум двусмысленной, однако
чаще всего многозначна и определяется
контекстом. Естественно, возможно заявить,
что все это вызвано больным
сознанием философа. Однако не та это
патология, обостряет восприятие и
позволяет увидеть то, что недоступно
так называемому здоровому разуму?
Да и где она, граница м/у здоровьем
и болезнью у человека, пытающегося
"вывернуть" собственный ум в
мучительном процессе самопознания?
Философские поиски Ницше - поиск морали
для свободного человека на дороге
разрушения традиционных ценностей, ориентация
на который разрушает человечность,
личность, а в конечном счете и
самого человека. Все существующие
и существовавшие морали, по заключению
Ницше, не просто несут на себе печать
общества и условий его существования
и выживания, однако направлены, и
это основное, на оправдание и обоснование
обладания. Другими словами, они
корыстны, а посему и антигуманные.
Все, даже так называемые общечеловеческие
моральные ценности при внимательном
их рассмотрении оказываются ширмой,
маскирующей пользу. Так не лучше
ли заявить об этом прямо, назвать
вещи собственными именами и или
отказаться от таких "моральных"
ценностей, или жить по ним? Однако последнее
едва ли вероятно для человека, потребляющего
и стремящегося к потреблению
и живущего в обществе - стаде. А
поэтому все демократические
движенья, по заключению Ницше, следуют
этой морали стадных животных, имеющей
свои корни в христианстве (см.: По
ту сторону добра и зла: Прелюдия
к философии Будущего / / Ницше
Ф. Соч.: В 2-х т . Т.2). И весьма логичной
и естественной выглядит Ницшевськая
критика христианства и христианской
морали, ибо эта критика есть следствие
неприятия буржуазно-либерального духа
христианства и буржуазного рационализму.Философия
Ницше как философия жизни носит антропоморфный
характер, возвращая человека в природу
и в также самое время очеловечивая природу,
наделяя ее антропоморфными чертами, и
в первую очередь волей к власти. Принцип
воли к власти основной динамический принцип
философии Ницше управляет развитием
и человека, и мироздания. Отсюда жизнь
есть абсолютная действительность, и она
постижима из себя самой. И человеческая
душа, человеческий интеллект порождены
жизнью и включены в нее. Тут возможно
усмотреть определенное биологизаторство,
определенную редукцию духовного к биологическому.
Однако это лишь 1 сторона ницшеанской
философии жизни. Возможно заметить и
другую сторону, связанную с постоянным
поиском людьми своих связей с мироздания.
И признание естественности души в жизни,
их слитности с мирозданием. И признание
естественности души в жизни, их слитности
с мирозданием выглядит весьма логичным
в контексте этих поисков. Тогда и безумие
философии Ницше предстает не иррациональным,
а весьма естественным в попытках, начинающиеся
философом, выявить определяющее в личностном
развитии ч/з принцип воли к власти, управляющий
миром и человеком, в особенности если
этот принцип толковать так же широко,
как это делает Ницше .
По Ницше, воля к власти - не простое
стремление к господству сильного над
слабым, но еще и стремление сделать
слабого сильным. Астения относительна
и определяется, с одной стороны,
положением человека из иных людей, а
с иной - степенью самопознания личности.
Личность свободна и сильна, если она
осознает себя личностью, которая может
поступать и поступает соответственно
этому осознанию. Однако понимание
не только лишь индивидуальное, оно
еще социально и исторически.
И лишь при выполнении всех таких
условий мы имеем на самом деле
свободного и морального человека.
Живущего в свободном и моральном
обществе. Идеалом тут является воля
не в христианском понимании, что есть
несвобода, внутреннее порабощение, смирение
перед силой, а воля античности и Возрождения
- в свободном обществе подобный культ,
навязанный христианским лицемерием,
невозможен. Переход же к такому обществу
возможен не на дороге насильственного
уничтожения существующего общества несвободы,
так как всякое насилие порождает новое
насилие, а именно на дороге возрождения
идеала свободной сильной человеческой
личности.
Известно, что до революции философия
Ницше была очень популярна в
РФ. Совпадение, резонанс свободолюбия
русской интеллигенции. Ищущей пути
понимания сущности свободы в
контексте космизма и связанного с
этим индивидуализма в лучшем смысле этого
слова в смысле суверенитета личности
- со свободомыслием Ницше, с его свободолюбием
и неприятием вещного, прагматизма, христианского
двоемыслия обусловили понимание, впрочем
и критическое, взглядов Ницше.
Ницше включает в философию 2 средства
выражения афоризм и стихотворение;
формы, сами по себе понимает новую
концепцию философии, новый образ
и мыслителя, и мысли. Идеала знания,
поискам истинного он противопоставляет
толкование и оценку. Толкование закрепляет
постоянно частичный, фрагментарный
"смысл" некоего явления, оценка
определяет иерархическую "ценность"
смыслов, придает фрагментам цельность,
не умаляя и не упраздняя при этом
их многообразия. Афоризм являет собою
как искусство толкования, так
и то толкованию подлежащее; стихотворение
- и искусство оценки, и то оценке
подлежащее. Толмач - или физиолог, тот
кто наблюдает феномены как признаки
и заявляет афоризмами. Ценитель - художник,
который наблюдает и действует
"перспективы", заявляет стихами.
Философ обязан быть художником, короче
говоря, законодателем.
Подобный тип философа является
также древнейшим. Это образ мыслителя
досократиков, "физиолога" и художника,
толкователя и ценителя мира. Как понимать
эту близость будущего и первоначального?
Философ будущего является в то же время
исследователем старых миров, вершин и
пещер, он действует не иначе, как силой
воспоминания. том, что было по существу
забыто. А забыто было, по Ницше, единство
мысли и жизни. Единство сложное: жизнь
в нем ни на шаг не отступает от мысли.
Образ жизни внушает манеру мысли, образ
мысли действует манеру жизни. Мысль активизируется
жизнью, что в собственную очередь утверждает
мысль. У нас не осталось даже представления
об этой досократичний единства мысли
и жизни. Остались только те примеры, где
мысль обуздывает и калечит жизнь, переполняя
ее мудростью, или те, где жизнь берет свое,
заставляя мысль безумствовать и теряясь
вместе с ней. Не осталось иного выбора:
или незначительное жизни, или сумасшедший
мыслитель. Или жизнь чересчур умная для
мыслителя, или мысль чересчур сумасшедшая
для человека здорового.