Философия на службе истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40 годах, стало значительным идейно-политическим движением в Европе в 70-90 годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Философия на службе истории…………………………………………....3
2. Философский анализ политической экономии…………………………..8
3. Отчужденный труд………………………………………………………..10
4. Универсальный человек…………………………………………………..13
5. Критика « казарменного коммунизма »…………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

контрольная философия.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Отчуждение  труда - базовое, фундаментальное, глубинное  социальное отношение. Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь- все прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчуждёнными людьми.

Отношения между  людьми тоже отчуждённые, и различие лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс указывает на факт существования первичных и вторичных видов отчуждения. Почему же это происходит? Почему человек становится отчуждённым?

Отчуждённый труд равнозначен существованию частной  собственности. Частная собственность - основа экономической жизни, та самая фактическая основа, которую политэкономы не обсуждают, считая «естественной предпосылкой». На частнособственнической экономики держится вся человеческая история, вся жизнь людей. Это значит, что экономическая история- ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. « Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях экономического отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает калечит их, делает «частичными индивидами или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем…когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьём, носим на своём теле, живём в нём и т. д., - одним словом, когда мы его потребляем… Поэтому на место всех этих чувств- чувство обладания».

Негативная  философская оценка атомарного индивида»  и жизненной реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе - в труде, в производственной деятельности. Перспективы развития человек и человечества - в преобразовании основ, в уничтожении отчуждённого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УНЕВЕРСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

Процесс обратный отчуждению - присвоение человеком  собственной подлинной человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс  с общественными преобразованиями, с общечеловеческой эмансипацией, с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчуждённого труда. « Предположим, что мы производили бы как люди», - начинает Маркс одно из рассуждений о таком общественном устройстве. Что будет, если человек начнёт производить как человек, то есть не подневольно, не ради кучка хлеба, денег, рынка, государства. Это означает, по Марксу, что самое существенное в человеке - его родовая сущность - получит особое развитие. Или, другими словами, труд превратился в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих самых лучших личностных сторон; в такую свободную деятельность, о которой в мире отчуждения отдалёно намекают только детские игры или творческие профессии.

Характеристика  присвоения человеком собственной сущности, или превращения труда из принудительного в человеческий, рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: а) по присвоению предмета или освобождению самой деятельности;

б) по присвоению человеком труда общей « родовой сущности»;

в) по присвоению или освобождению самой деятельности;

г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самой деятельности.

Итак, уничтожение  отчуждения, превращение труда в  свободную самареализацию человека означает и полное переворачивание и человека, и его отношения к природе и другим людям. Маркс создаёт грандиозную по гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу по марке каждого вида, то есть в соответствии с её, природы, законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам утилитарной пользы, эксплуатации природы, а по законам красоты. Внутренняя природа самого человека также преобразуется - вместо искалеченных, отчуждённых, стремящихся только к удовлетворению только животных потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока ещё реализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое ухо, художественно развитый глаз и т. д.

Универсально  развитый, живущий в единстве и  гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный  философский образ, рисующийся Марксу в качестве ядра коммунистического идеала. Маркс показывает его законченным натурализмом, или законченным гуманизмом. Уничтожение частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но ещё недостача для присвоения людьми человеческой сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТИКА « КАЗАРМЕННОГО КОМУНИЗМА »

 

 Уничтожение  частной собственности, которое  некоторые современники Маркса  мыслили как средство для достижения общего равенства людей в труде и наслаждениях, отнюдь не идентично с ликвидацией отчуждения человека в существующем обществе. По Марксу, превращая всех в рабочих и осуществляя равенство всех людей в труде и получаемой заработной плате, образе жизни, личностных проявлениях и т. д., теоретики уравнительного коммунизма вовсе не устраняют сам отчуждённый труд. Вместо особой частной собственности, персонифицированной в определённых людях- капиталистах, возникает всеобщая частная собственность, или община как всеобщий капиталист».

Распространение социального равенства в том  виде, каким его понимают теоретики  грубоуравнительного коммунизма (равенство  труда, оплаты, удовольствий, наслаждений) фактически означает распространение  всеобщей нищеты, резкое понижение уровня культуры и одновременно сильнейшую личностную нивелировку членов общества. «Тайна» уравнительного коммунизма видится Марксу в тезисе «общности жён». Дело не в практической реализуемости, а в теоретическом смысле этого тезиса. Превращение человека в средство (уравнивание женщины с имуществом и владением) узаконивает высшую степень унижения человека, существующую в реальности. Фактическое рабство женщины в настоящем делается законом жизни будущего общества. Несравнимо выше стоит концепция социалиста Ш. Фурье, согласно корой степень цивилизованности всякого общества измеряется степенью освобождения женщины. Философским обоснованием и объяснением этого положения Фурье Марксу в то время представлялась фейербаховская концепция единства «Я» и «Ты» в отношении индивидуальной любви, в которой Фейербах видел наиболее полное проявление сущности человека.

Призванная  необходимость уничтожения частной  собственности, Маркс в то же время  видел, что представления коммунистов  утопистов о путях достижения этой цели могут привести к весьма социальным представлениям. Но путь «казарменного коммунизма» неизбежен. Отрицание частной собственности может идти на основе всех исторических достижений частнособственнического общества. Это значит, что грубая уравнительность, проповедуемая в коммунистических сочинениях начала XIX века, да и в соответствующих социальных экспериментах,- только исторический момент, переходное состояние, которое неизбежно перерасти в программу освоения всех культурных богатств, накопленных человечеством, в гуманизацию общественных отношений, открывающую перспективу освобождения труда и саморазвития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Историческое  значение марксизма было и остаётся связанным с деятельностью огромных масс людей-пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.

Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощённого  человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется в философии посредством изучения, анализа, исследования, со одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и , с другой стороны - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщённый, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

В перспективе  дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных  догматических и вульгарных наслоений  и толкований, станут несравнимо более  значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связанно это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса(да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения- в форме «зла»). Между тем марксистская философия была и остаётся ориентировано преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Юдин Б. Г. «Великие философы». Москва 2009, 340 страниц.
  2. Фролов И. Т. «Введение в философию».Москва 2005, 369 страниц.
  3. Лекторский В. А. «Философские истоки коммунизма».Минск 2008, 176 страниц.
  4. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии.- 2006, №8., 234 страницы.
  5. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. Ч. 1./ под. ред. Фролова И.Т. - М., Политиздат, 2005. Гл. 3., 265 страниц.
  6. Маркс. Философия. Современность. М.- Политиздат, 2008., 123 страницы.
  7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб., Петрополис. 1997.- Т. 4., 236 страниц.



Информация о работе Философия на службе истории