Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:24, курсовая работа
Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
Введение
1. Мировоззрение и его структура
2. Типология мировоззрений
2.1. Особенности обыденного мировоззрения
2.2. Особенности религиозного мировоззрения
2.3. Основные особенности философского мировоззрения
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Мировоззрение и его структура
2. Типология мировоззрений
2.1. Особенности обыденного мировоззрения
2.2. Особенности религиозного мировоззрения
2.3. Основные особенности философского мировоззрения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мировоззрение - система обобщенных
взглядов на мир и место
человека в нем, на отношение
людей к окружающей их
Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием. Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало. Понятие мировоззрения соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной
структурообразующий элемент
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
- «О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы. Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.
2.
Типология мировоззрений
Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.
Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п. Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.
Социально-исторические
типы формируются на различных этапах
развития человечества и отличаются прежде
всего способом, каким мировоззрение становится
доступным людям в различные исторические
эпохи. Важнейшими социально-историческими
типами мировоззрения являются: архаический,
или самый древний (анимизм, тотемизм,
фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный
и философский. Они отличаются не просто
разной постановкой мировоззренческих
проблем, но и принципиально различными
способами их решения. Экзистенциально-личностные
типы мировоззрения формируются на различных
стадиях духовного становления человека
и различаются, главным образом, тем способом,
каким индивид усваивает себе мировоззренческие
достижения человечества и сам продуцирует
их. Мировоззрение отдельного человека
может формироваться либо стихийно, либо
целенаправленно. В последнем случае роль
индивида может быть либо, по-преимуществу,
пассивной, когда он некритически (догматически)
усваивает готовые взгляды, либо активной,
когда он ведет осознанный (интенциональный
- намеренный) мировоззренческий поиск.
В последнем случае ему необходимо критически
отнестись к собственному внутреннему
миру и заняться рефлексией, то есть дать
себе отчет в том как, какими средствами,
на каких основаниях будет строится его
мировоззрение. Этим индивидуальным способам
формирования мировоззрения соответствуют
стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный
типы мировоззрения. Следует сказать,
что по другим основаниям можно выделять
и другие типы мировоззрения. Рассмотрим
три типа мировоззрения более подробно.
2.1. Особенности обыденного мировоззрения
Обыденное (житейское)
Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне.
При деятельности такого типа
мировоззрения обычно
На основе обыденного
Миф
- это наиболее простой творческий
способ преодоления незнания путем
прямого моделирования в сфере
незнаемого знакомых (известных) связей
и закономерностей. Огромное подспорье
при мифологизации обыденного мировоззрения
играет потребность и способность человека
к фантазии, формируемая в обществе в силу
уже упоминавшейся необходимости существования
человека одновременно и в прошлом, и в
настоящем, и в будущем, да к тому же при
преобладании условных связей над безусловными.
Мифологическое сознание
Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение уже
различает естественное и
Вера в эту внешнюю сверхсилу
и является основой
2.3 Основные особенности философского мировоззрения
Философия может быть и