Философия марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:09, реферат

Описание работы

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2
1. Основные сведения марксистской философии…………………. 4
Общее понятие марксистской философии, предпосылки возникновения………………………………………………..... 4
Начало творческой биографии…………………………………6
2. Анализ основных мыслей Марксизма……………………………10
2.1. Философский анализ политической экономии………………..10
2.2. Идеология и исторический путь общества………………….....15
Заключение………………………………………………………………. 22
Список использованных источников………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

Реферат1 Чеботарь.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова  филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

на тему «Философия марксизма» 

              Выполнил: студент 1-го курса  
              очной формы обучения экономического факультета, группа 1541 
              А.Е. Чеботарь
               

              Проверил: 

                          (инициалы, фамилия преподавателя) 

                     (уч. степень, уч. звание)

              Оценка 

              Подпись 

              «___»    2010 г. 
               

Санкт-Петербург

2010

 

        ОГЛАВЛЕНИЕ

       Введение…………………………………………………………………. 2

    1. Основные сведения марксистской философии…………………. 4
      1. Общее понятие марксистской философии, предпосылки возникновения………………………………………………..... 4
      2. Начало творческой биографии…………………………………6

             2. Анализ основных мыслей Марксизма……………………………10

             2.1. Философский анализ политической экономии………………..10

             2.2. Идеология и исторический путь общества………………….....15

      Заключение………………………………………………………………. 22

      Список  использованных источников………………………………….. 24 
 

                   

 

      ВВЕДЕНИЕ

       Учение  Маркса вышло на общественную арену  в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и  укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.

       Историческое  значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместо всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

       Высшая  цель марксизма - разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощенного  человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

 

      1.Основные  сведения о марксистской философии

      1.1. Общее понятие марксистской философии, предпосылки возникновения

      Марксистская  философия была создана совместно  двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).Теоретическими источниками служили – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория появилась в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Данная общественная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

        Философия марксизма исследует  фундаментальные классические проблемы  взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и.т.д.

      Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла  за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую  популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

       В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

       Актуальной  задачей для сегодняшнего марксизма  является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Возникновению марксизма и марксистской философии  способствовали: 

  1. Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
  2. Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
  3. Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
  4. Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
  5. Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

       Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследование фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это - мировоззренческое “ядро” любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

       В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения  кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные  от различных догматических и  вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл “всемирно-историческими”, а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения - в форме “зла”). Между тем марксистская философия была и остается ориентированной преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач.

       Чем дальше человечество будет выходить из состояния господства архаических  и современных видов частной  собственности и отчужденного труда, чем прочнее будут симптомы и  гарантии приближения к концу  его “предыстории”, как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для XIX-XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма. 

1.2. Начало творческой биографии 

       Начиная с 1842 года Маркс изучает новое  для Германии общественное движение — социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего строя, поскольку именно пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества, поэтому Маркс оценивает пролетариат как силу, благодаря которой философия может осуществить свое призвание.

       Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени  доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов  “бедной, политически и социально  обездоленной массы...”. Этой цели и  должна служить философия”. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической философии, и в частности представление о роли философии в обществе. Философия -“духовная квинтэссенция своего времени” - призвана вносит в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историчсскому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности - университетское преподавание и сочинение ученых трактатов - Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа в “Рейнской газете” (1842-1843) - статьи о свободе печати цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сельского малоимущего населения, о бедственном положении кресты Примозельского края, о бюрократизме чиновников - вызвала преследования правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе Германии.

       Свой  первый опыт в решении практических проблем Maркс счел неудачным. Ему  стало ясно, во-первых, что государство (по Гегелю, государство - воплощение разума) руководствуется интересами “привилегированных сословий” и отнюдь не настроены прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что неудовлетворительны” оказался и сам уровень исследования практических проблем Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти - в материальных, экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил. В-третьих, общественный отклик на публикации “Рейнской газеты”, конечно, был очей и очень ограниченным.

       Последнее соображение, видимо, было наиболее веским. В то же самое время, в начале 40-х  годов, младогегельянцы - философы, коллеги  и в какой-то степени единомышленники Маркса - активно выступили против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. Надежды на важные общественные перемены молодые радикалы связывали проповедью атеизма, исследованиями истории раннего христианства, разоблачением религиозных тайн и чудес, спорами о Христе. Однако ожидания эти затягивались, время шло, а ничего особенного в обществе не происходило. Философское просвещение оказалось бессильным против “опиума народа”: не менялись официальная идеология и политика. Некоторые младогегельянцы (В. Бауэр) пытались объяснить провал философской критики религии ссылками на косность, консерватизм и невежественность “массы”.

Информация о работе Философия марксизма