Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:09, реферат
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.
Введение…………………………………………………………………. 2
1. Основные сведения марксистской философии…………………. 4
Общее понятие марксистской философии, предпосылки возникновения………………………………………………..... 4
Начало творческой биографии…………………………………6
2. Анализ основных мыслей Марксизма……………………………10
2.1. Философский анализ политической экономии………………..10
2.2. Идеология и исторический путь общества………………….....15
Заключение………………………………………………………………. 22
Список использованных источников………………………………….. 24
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра
гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
на тему
«Философия марксизма»
Выполнил:
студент 1-го курса
очной формы обучения экономического
факультета, группа 1541
А.Е. Чеботарь
Проверил:
(инициалы,
фамилия преподавателя)
(уч. степень, уч. звание)
Оценка
Подпись
«___»
2010 г.
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………
2. Анализ основных мыслей Марксизма……………………………10
2.1. Философский анализ политической экономии………………..10
2.2. Идеология и исторический путь общества………………….....15
Заключение……………………………………
Список
использованных источников…………………………………..
24
ВВЕДЕНИЕ
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместо всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.
1.Основные сведения о марксистской философии
1.1. Общее понятие марксистской философии, предпосылки возникновения
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).Теоретическими источниками служили – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория появилась в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Данная общественная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.
Философия марксизма исследует
фундаментальные классические
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
Возникновению
марксизма и марксистской философии
способствовали:
Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследование фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это - мировоззренческое “ядро” любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.
В
перспективе дальнейшего
Чем
дальше человечество будет выходить
из состояния господства архаических
и современных видов частной
собственности и отчужденного труда,
чем прочнее будут симптомы и
гарантии приближения к концу
его “предыстории”, как называл
Маркс общество, где сохраняется необходимость
материального производства в его современной
для XIX-XX веков форме, тем очевиднее будет
становиться для людей историческая перспективность,
значимость философии марксизма.
1.2. Начало
творческой биографии
Начиная с 1842 года Маркс изучает новое для Германии общественное движение — социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего строя, поскольку именно пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества, поэтому Маркс оценивает пролетариат как силу, благодаря которой философия может осуществить свое призвание.
Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов “бедной, политически и социально обездоленной массы...”. Этой цели и должна служить философия”. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической философии, и в частности представление о роли философии в обществе. Философия -“духовная квинтэссенция своего времени” - призвана вносит в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историчсскому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности - университетское преподавание и сочинение ученых трактатов - Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа в “Рейнской газете” (1842-1843) - статьи о свободе печати цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сельского малоимущего населения, о бедственном положении кресты Примозельского края, о бюрократизме чиновников - вызвала преследования правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе Германии.
Свой первый опыт в решении практических проблем Maркс счел неудачным. Ему стало ясно, во-первых, что государство (по Гегелю, государство - воплощение разума) руководствуется интересами “привилегированных сословий” и отнюдь не настроены прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что неудовлетворительны” оказался и сам уровень исследования практических проблем Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти - в материальных, экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил. В-третьих, общественный отклик на публикации “Рейнской газеты”, конечно, был очей и очень ограниченным.
Последнее соображение, видимо, было наиболее веским. В то же самое время, в начале 40-х годов, младогегельянцы - философы, коллеги и в какой-то степени единомышленники Маркса - активно выступили против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. Надежды на важные общественные перемены молодые радикалы связывали проповедью атеизма, исследованиями истории раннего христианства, разоблачением религиозных тайн и чудес, спорами о Христе. Однако ожидания эти затягивались, время шло, а ничего особенного в обществе не происходило. Философское просвещение оказалось бессильным против “опиума народа”: не менялись официальная идеология и политика. Некоторые младогегельянцы (В. Бауэр) пытались объяснить провал философской критики религии ссылками на косность, консерватизм и невежественность “массы”.