Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 19:32, контрольная работа
Классическая марксистская философия возникла в 40-х годах XIX века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками – французский материализм XVIII века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория появилась в 80-х годах XIX века, благодаря Плеханову и его соратникам. Данная общественная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.
Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще.
Уже в самом начале деятельности Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально - обездоленной массы». Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда идею о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, содействующего прогрессу. Но вскоре он пришел к выводам, что государство руководствуется интересами привилегированных сословий и не настроено прислушиваться к философскому анализу. Во-вторых, Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины социальных проблем.
Введение……………………………………………………………………….....2
1. Теоретические предпосылки возникновения марксизма…………............... 3
2. Материалистическое понимание истории и социальной философии марксизма………………………………………………………………………….6
3. Историческая судьба марксизма………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………........12
Список использованной литературы…………………………………………...13
Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма, его философия – диалектический и исторический материализм, находящиеся в неразрывном единстве. Разрабатывая в 40-х годах Х1Х века социально-политическое учение, К. Маркс совершил переворот в области методологии: материалистически переработал диалектику Г. Гегеля, придал ей содержательный характер («У Гегеля диалектика стоит на голове, нужно ее поставить на ноги»). Он применяет диалектический метод, выявляя диалектические взаимосвязи в социально-экономической и политической действительности. Диалектический материализм сформировался первоначально как философская основа социально-политического учения, но является теорией и методом познания мира как объективно-реального диалектически развивающегося целого10.
Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. К. Маркс выявил материальную основу жизни общества и основал материализм в познании общественных явлений11.
Новизна и оригинальность философии марксизма состоит в следующем:
· была создана новая форма материализма – диалектический материализм;
· впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
· была разработана и введена в философию категория «практика», сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;
· осуществлено соединение
теории и практики, философии и революционного
коммунистического движения.
3.Историческая судьба марксизма.
Марксизм
возникает как совокупность философских,
экономических и социально-
В
то время как мыслители XIX века разнообразили
и усложняли философскую
Однако к концу XIX века среди наиболее авторитетных марксистов Германии намечается отход от ортодоксального учения. В работах Э. Бернштейна появляется склонность к неокантианству, Ф. Адлер увлекается эмпириокритицизмом, а такой видный социалист, как К. Каутский допускает даже философский плюрализм, утверждая, что главное – освобождение пролетариата, при этом совершенно безразлично, как это освобождение будет обосновано – материалистически, идеалистически, по - кантовски или по – христиански13.
В то время как Западная Европа отходила от ортодоксального марксизма, он находит себе новую социальную базу в России. Возникшая было среди русских большевиков тенденция к сближению марксизма с эмпириокритицизмом (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич), встретила решительный отпор со стороны Ленина, подвергшего «русских махистов» жесточайшей критике в своем главном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Наметившаяся же после его смерти дискуссия о философских основах марксизма (Н. Бухарин и А. Деборин), была жестоко пресечена Сталиным, окончательно придавшим марксизму в СССР статус официальной идеологии, малейшее отступление от которой каралось как серьезное государственное преступление. В дальнейшем в Советском Союзе эта идеологическая система фигурировала под официальным названием «марксизм – ленинизм»14.
Что касается западного мира, то в XX веке там получили достаточно широкое распространение неканонические учения, условно объединяемые под общим наименованием неомарксизма. Для всех этих учений характерно критическое отношение как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско – ленинской идеологией. Философские школы нео- (или евро-) марксизма весьма неоднородны, но могут быть разделены на два основных направления, в которых, в свою очередь, можно выделить ряд более мелких течений. Главными направлениями можно назвать «гуманистическое», основы которого были заложены в 30-е годы ХХ века работами Д. Лукача и А. Грамши, и «сциентистское» (научное), сформировавшееся в 60-х годах под влиянием работ Л. Альтюссера15.
«Гуманисты», опираясь на работы молодого Маркса, и, прежде всего, на «Экономическо-философские рукописи 1844 года», выступали против обьективистско – натуралистического истолкования исторического процесса, появляющегося в более поздних произведениях. Они стремились сконцентрировать свои исследования вокруг проблемы человека, которого понимали как действительного субъекта истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к основоположениям Маркса, включая в свои рассуждения идеи, сложившиеся в рамках иных философских направлений16.
«Сциенисты»,
напротив, акцентировали внимание именно
на элементах объективизма, присущих
материалистическому пониманию
истории, и, апеллируя к поздним
работам Маркса, стремились придать
своим социальным исследованиям
строгую форму
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Целостность, многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40- х годах, стало значительным идейно-политическим движением в Европе в 70-90- х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались не одинаково-в одних он был несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же наоборот, сумел стать главной, ведущей и идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное влияние на науку, культуру, на обыденное сознание и практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остаётся связанным с деятельностью огромных масс людей-пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.
Список использованной литературы:
1. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-ух частях. Ч.1. / Под ред. Фролова И.Т. М., 1989. – 369 с.
2. Лекторский, В. А. «Философские истоки коммунизма» / В. А. Лекторский. – М. : «Наука», 1986. – 176 с.
3. Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Я.С. Ясневич. Мк, 2006. – 624 с.
4. Юдин, Б. Г. «Великие
философы» / Б. Г. Юдин. – М.: Мысль, 1989. –
340 с.
Информация о работе Философия Марксизма и её историческая судьба