Философия конфуцианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:10, доклад

Описание работы

Одним из наиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно, является Конфуций. Он родился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжестве Лу. Его отец принадлежал к знатному, но обедневшему роду и был правителем одного из уездов княжества. Когда ему исполнилось три года, будущий философ лишился отца, а в 17 лет - матери. С юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании идеального справедливого государства, где всем было бы хорошо.

Работа содержит 1 файл

Философия конфуцианства.docx

— 26.46 Кб (Скачать)

 Временами Абсолют представлялся  даже заключенным в бесконечном Я ЕСТЬ. Но такие рассуждения были слабым утешением для страждущих масс, которые надеялись услышать слова надежды, услышать простое евангелие Салима, гласящее, что вера в Бога принесет божественное благоволение и вечную жизнь.

 КОНЦЕПЦИЯ БОГА В БУДДИЗМЕ

 Огромная слабость космологии  буддизма заключалась в двух  вещах: ее испорченности многочисленными  суевериями Индии и Китая и  в ее возвышении Будды —  сначала как просветленного, затем  как Вечного Будды. Как и  христианство, пострадавшее от усвоения  многих ошибочных философских  воззрений человека, буддизм несет  на себе следы человеческого  происхождения. Однако на протяжении  последних двух с половиной  тысячелетий учения Гаутамы продолжали развиваться. Для просвещенного буддиста Будда столь же далек от человеческой личности Гаутамы, как Иегова просвещенного христианина — от духа-демона Хорива. Терминологическая скудость в сочетании с сентиментальным сохранением древних наименований зачастую приводит к неспособности понять истинное значение эволюции религиозных представлений.

 Постепенно в буддизме стала  формироваться концепция Бога, противопоставляемая  Абсолюту. Ее истоки восходят  к тем далеким временам, когда  среди последователей Будды произошло  разделение на «малую колесницу»  и «большую колесницу». Именно  в «большой колеснице» окончательно  созрела дуалистическая концепция  Бога и Абсолюта. Шаг за шагом,  век за веком, представление  о Боге развивалось, пока с  появлением в Японии учений  Рионина, Хонен Шонина и Шинрана оно не принесло, наконец, свои плоды: веру в Амиду Будду.

 Сторонники этого учения  считают, что после смерти, до  того, как погрузиться в нирвану,  — высшее возможное существование,  — душа может избрать пребывание  в Раю. Они провозглашают, что  это новое спасение достигается  благодаря вере в божественное  милосердие и любвеобильную заботу  Амиды, — Бога Рая, находящегося  на западе. В своей философии  амидаисты постулируют Бесконечную Реальность, которая полностью выходит за пределы конечного человеческого понимания. В своей религии они придерживаются веры во всемилостивого Амиду, любовь которого к этому миру не допускает, чтобы хоть один смертный, взывающий к его имени в истинной вере и с чистым сердцем, не смог бы достичь небесного счастья в Раю.

 Великая сила буддизма заключается  в том, что его сторонники  вольны отбирать истину из  всех религий. Эволюционные религии  редко отличались такой свободой  выбора. В этом отношении японская  секта син стала одной из наиболее прогрессивных религиозных групп мира; она возродила древний миссионерский дух последователей Гаутамы и стала направлять учителей к другим народам. Готовность пользоваться истиной из любых и всех источников является действительно достойной одобрения тенденцией среди верующих первой половины двадцатого столетия после Христа.

 Сам буддизм переживает ренессанс  двадцатого века. Соприкосновение  с христианством существенно  усилило социальные аспекты буддизма. В сердцах монахов-священников  — членов братства — вновь  возродилось стремление к знанию, и широкое распространение образования  среди сторонников этой веры  непременно приведет к новым  достижениям в эволюции религии. 

 Сегодня, когда пишутся эти  документы, значительная часть  Азии возлагает свою надежду  на буддизм. Смогут ли приверженцы  этой благородной веры, проявившие  такое мужество в течение мрачных  веков прошлого, еще раз услышать  истину о расширенных космических  реальностях — так же, как некогда  ученики великого индийского  учителя услышали провозглашенную  им новую истину? Сможет ли  эта древняя вера еще раз  откликнуться на вдохновляющее  воздействие новых концепций  о Боге и Абсолюте, которых  они так долго искали?

 Вся Урантия ждет провозглашения облагораживающей проповеди Иисуса, свободной от доктрин и догматов, накопившихся на протяжении девятнадцати веков контакта с религиями эволюционного происхождения. Настало время познакомить приверженцев буддизма, христианства, индуизма, равно как и других религий, не с евангелием об Иисусе, а с живой, духовной реальностью евангелия Иисуса.

 

Даосизм

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, "Старый ребенок", хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие "философ", так что имя его можно переводить как "Старый философ") и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ цзин.

 

 В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже .великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

 Трудно отделаться от впечатления,  что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей,  напоминает многократно зафиксированную  в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности, что именно среди даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным. Чем объяснить его? На этот вопрос ответить нелегко. О прямом заимствовании говорить трудно, ибо, для этого нет документальных оснований, кроме разве что легерды о путешествии Лао-цзы на запад. Но и эта легенда не объясняет, а лишь запутывает проблему:

 Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.

 В своей конкретной практической  деятельности даосизм в Китае,  однако, мало чем напоминал практику  брахманизма. На китайской почве  рационализм одолевал любую мистику,  заставляя ее уходить в сторону,  забиваться в углы, где она  только и могла сохраняться.  Так случилось, и с даосизмом.  Хотя в даосском трактате "Чжуан-цзы" (IV-III вв. до н. э.) и говорилось о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент явно был сделан на жизнь, на том, как ее следует организовать. Мистические же уклоны в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и даже бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный.


Информация о работе Философия конфуцианство