Философия Киников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что афиняне, не ведая, что делать с одним философом и его осуждениями их образа жизни, в будущем столкнутся с многими его учениками, которых он опекал.
На самом деле, далеко не все его ученики оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая на экзамен жизни ближних, опровергая фальшивые мнения. Однако некоторыми в IV до н.э. были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм.
В данной работе будут рассмотрены основные философские идеи школы киников и анализированы изречения ее выдающихся представителей. Проходя путь от истории их создания до распада, можно проследить развитие мыслей киников и определить те жизненные позиции, к которым они пришли.

Работа содержит 1 файл

КИНИКИ.docx

— 24.70 Кб (Скачать)

Введение 

     В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что афиняне, не ведая, что делать с одним философом и его осуждениями их образа жизни, в будущем столкнутся с многими его учениками, которых он опекал.

      На  самом деле, далеко не все его ученики оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая на экзамен жизни ближних, опровергая фальшивые мнения. Однако некоторыми в IV до н.э. были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм.

      В данной работе будут рассмотрены  основные философские идеи школы  киников и анализированы изречения  ее выдающихся представителей. Проходя  путь от истории их создания до распада, можно проследить развитие мыслей киников и определить те жизненные позиции, к которым они пришли.

     Данная  тема является актуальной и по сей день, потому что философия есть неотъемлемая часть жизни каждого человека. Через изучение философии мы формируем собственное мнение и взгляд на бытие.

     Киники  представляют, кажется, непостижимый для  современности мир «отречения», что в свою очередь заинтересовывает простых обывателей и заставляет читателей задуматься, а возможно и переосмыслить свои жизненные позиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Происхождение названия «Кинизм»

 
 Есть несколько предположений о происхождении названия данной школы. Самым распространённым является происхождение от названия Афинского холма Киносарг («Серый пёс»), где основатель школы Антисфен занимался со своими учениками. Второй вариант — непосредственно от слова «κύων» (собака), так как Антисфен учил, что жить надо «подобно собаке» или потому, что Диогена Синопского (одного из самых приверженных людей этой философии) прозвали «Собакой Диоген». Какое бы объяснение ни было правильным, киники соглашались с прозвищем «собаки», как со своим символом.

      Основатель  кинической школы, Антисфен, был первоначально учеником софистов и лишь в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Его привлекала необычайная мощь сократовской практической морали: принципы самодостаточности, самообладания, равенства самому себе, силы духа, выносливости среди любых испытаний, самоограничения до минимума. Самый известный ученик Антисфена — Диоген из Синопа. В свою очередь его немногочисленные последователи были еще в 6 веке н.э..  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учение  киников 

     Занимались киники, в основном, этическими проблемами, мало внимания уделяя теории познания. Смыслом жизни они считали достижение добродетели.

      Поводом к возникновению их учения о добродетели  послужила философия Сократа  о добродетели. Видя в свободе  человеческого духа высший принцип  этики, а в добродетели — средство к достижению свободы, Сократ свободу  понимал, с одной стороны, как  освобождение от страстей, с другой — как подчинение страстей разуму; поэтому он вовсе не отрицал момента  наслаждения и требовал лишь самообладания.  А киники настаивали только на первом моменте этого учения.

   Вот что  говорил Аристофан о добродетели: «Человека можно научить добродетели. Благородство и добродетель – одно и то же. Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым: для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается, ибо все, что принадлежит другим, принадлежит ему. В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели».

      

      Киники  не ценили, как Сократ, знание; они  считали вредными не только науки, не имеющие отношение к добродетели (например, логику и физику), но даже и искусство и вообще знание, ибо  занятие ими отвлекает от важнейшего — от работы над самим собой.

      Богатство, популярность и власть либо не имеют значения (по мнению одних киников), либо ведут (по мнению других), к уничтожению разума, превращая человека в нечто искусственное. И наоборот, плохая слава, бедность полезны, ибо они ведут человека назад к природе, к естественности. Добродетельный (то есть мудрый), говорили киники, ничего не желает: как боги, он самодостаточен. Из-за этого они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении. Понятие космополит было сформулировано впервые ими. Провозглашение себя космополитами привело киников к непризнанию общественных законов и правил, что некоторые из них наглядно демонстрировали. Киники отвергали многие общественные ценности своего времени, например патриотизм.

      Семью Киники должны были отрицать, как налагающую узы на свободу мудреца. Так как  мудрец не может стать рабом, даже будучи проданным в рабство, то разницы  между свободным и рабом для  К. не существует. Они первые признали рабство неестественным состоянием. К государству Киники также относились, как к чему-то безразличному; мудрец-киник  выше государственных ограничений.

      Истинное  благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак  не общим для многих; а целью  добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, которое  может быть разобщенным, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п.). 
 

      Философия кинизма сводится т.о. к четырём положениям:

  • Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
  • Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
  • Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
  • Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущественности, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.
  

 Характерными  чертами философии и образа жизни  киников являлись: возведение в абсолют  свободы вне общества; добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; отсутствие постоянного  места жительства, скитания; паразитический образ жизни, попрошайничество; предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение  к гигиене; восхваление физической и духовной бедности;; замкнутость; критика и отвержение иных философских  учений, особенно идеалистических; непризнание авторитетов; воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам.

      Киники  считали своей обязанностью служить  поучительным примером для толпы, причем образ жизни их представлял отвратительные черты бесстыдства и отсутствия эстетики. Из числа их правил, определявших образ жизни, достаточно привести одно: "можно употреблять в пищу все съедобное, не исключая и человеческого мяса".

      Киническая  философия возникла в период кризиса  античного полиса и завоевала  симпатии людей, не нашедших своего места  в официальной системе общественных отношений.  Мы не можем сказать  в процентном соотношении численность  тех, кто просто сдался перед роком, и тех, кто действительно считал принципы данной философии истинными.   

      Антисфен утверждал, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

  • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • верность, храбрость, благодарность.

   Потом он примкнул к Сократу и, по его  мнению, столько выиграл от этого, что даже своих собственных учеников стал убеждать вместе с ним учиться  у Сократа. Жил он в Пирее и каждый день ходил за сорок стадиев 4, чтобы послушать Сократа. Переняв его твердость и выносливость и подражая его бесстрастию, он этим положил начало кинизму.

   На  вопрос, почему у него так мало учеников, он ответил: "Потому что я гоню их серебряной палкой". На вопрос, почему он так суров с учениками, он ответил: "Врачи тоже суровы с больными".

Однажды ученик пожаловался ему, что потерял  свои записи: "Надо было хранить их в душе", – сказал Антисфен.

     Братская  близость единомыслящих, заявлял он, крепче всяких стен. Он говорил, что в дорогу надо запасаться тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении. Его попрекали, что он водится с дурными людьми; он сказал: "И врачи водятся с больными, но сами не заболевают"

   На  вопрос, что дала ему философия, он ответил: "Умение беседовать с самим  собой"

   На  вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: "Наука забывать ненужное".

   " Когда  он старался выставлять напоказ  дыру в своем плаще, то Сократ, заметив это, сказал: "Сквозь  этот плащ я вижу твое тщеславие!"

   К юноше, который с гордым видом позировал  ваятелю, он обратился так: "Скажи, если бы бронза умела говорить, чем  бы, по-твоему, стала она похваляться?" – "Красотою", сказал тот. "И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?"

   Мнения его были вот какие.

   Диокл приписывает ему также и следующие мнения. Для мудреца нет ничего чуждого или недоступного. Хороший человек достоин любви. Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой. Своими соратниками надо делать людей мужественных и справедливых. Добродетель – орудие, которого никто не может отнять. Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших. Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности. Справедливого человека цени больше, чем родного. Добродетель и для мужчины, и для женщины одна. Добро прекрасно, зло безобразно. Все дурное считай себе чуждым. Разумение – незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений.

   Её  представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,— это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: «Отойди и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-кинически.

   Учение  кинизма, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, киники довели  его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума». Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. 
 
 

Информация о работе Философия Киников