Философия как трансцендирующее мышление; философская вера Карла Ясперса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

Поэтому философствование присуще человеку как таковому. Человек — единственное существо в мире, которому в его наличном бытии открывается бытие. Он не может выразить себя в наличном бытии как таковом, не может удовлетвориться наслаждением наличным бытием. Он действительно знает себя как человека только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции.

Работа содержит 1 файл

Конспект ясперс.docx

— 17.83 Кб (Скачать)

 
 
ЯСПЕРС  КАРЛ (1883-1969)

     
     
    «Философия как трансцендирующее мышление; философская вера»

    Главный тезис : Путь мыслящего человека — это жизнь в философствовании.

    Поэтому философствование присуще человеку как таковому. Человек — единственное существо в мире, которому в его наличном бытии открывается бытие. Он не может выразить себя в наличном бытии как таковом, не может удовлетвориться наслаждением наличным бытием. Он действительно знает себя как человека только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции. Принимая свое наличное бытие, он все же настойчиво стремится к бытию. Ибо он не может понять себя в мире просто как результат мирового процесса.

    Повсюду незамкнутость мира и разрушение каждой замкнутой картины мира, неудача планирования в мире, незавершенность самого человеческого бытия ведут к границе: у края бездны познается ничто или Бог. Однако здесь никогда не может быть неопровержимого научного доказательства. Доказанный Бог уже не Бог. Уверенность в бытии Бога, какой бы зачаточной и непостижимой она ни была, есть предпосылка, а не результат философствования.

    В философствовании человек совершает прорыв своего естества, но посредством собственной  сущности. В философствовании мы идем путем, который ведет к истокам веры, присущим человеку как человеку.

    В своих  начатках философские мысли присутствуют в каждом человеке, в наиболее чистом виде иногда в детях. Обнаруживать такие ходы мыслей, прояснять их и раскрывать, повторять их и узнавать в них то, что мыслилось на протяжении тысячелетий,— дело философии. Философское содержание веры можно высказать в таких положения как:

  • Бог есть.
  • Существует безусловное требование.
  • Мир обладает исчезающим наличным бытием между Богом и   экзистенцией.
  • Трансценденция над всем миром или до всего мира называется Богом.

    Для философствования имеет решающее значение удостоверенность в наличии разницы между предметно познающим мышлением, применяемым в науках, и трансцендирующим мышлением, присущим философии.

    Трансцендирующее  мышление есть мышление, которое благодаря методу научно по своему характеру, а вместе с тем из-за исчезновения определенного предмета иное, чем научное познание. Философская вера всегда пребывает в убывающей и снимающей себя Диалектике. Диалектика очень различна по своему смыслу. Общим для нее остается лишь то, что противоположности имеют в ней существенное значение. Диалектикой называется логический процесс, который идет через антитезис к разрешению в синтезе. Диалектикой называются противоположности, которые сталкиваются, объединяются и создают нечто новое. Но диалектикой называется и доведение противоположностей до антиномий (ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать) В философской вере заключены структуры подобных диалектик:

    Спрашивают: Для чего нужна  философия? Философия  не помогает. Платон не мог помочь грекам, он не предотвратил их гибель, более  того, косвенным образом  содействовал этой гибели.

    Все отрицания философии исходят  из того, что ей чуждо, но в философствовании происходит то, чего не замечают все ее противники: с философствованием человек обретает свои истоки. В этом смысле философия безусловна и не имеет цели. Философией нельзя распоряжаться, ее нельзя использовать. Философия не может не быть, пока живут люди. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой, благодаря тому, что мы достигаем уверенности в Боге. Выполнение этой задачи определяется неизменными чертами:

  • Всегда и сегодня необходимо совершать работу философского ремесла развертывать категории и методы, структурировать наше основное знание — ориентироваться в космосе наук — усваивать философию истории.
  • Целью всегда остается обрести независимость единичного человека. Он обретает ее посредством отношения к подлинному бытию. Он обретает независимость от всего происходящего в мире посредством глубины его связи с трансценденцией.
  • Задача всегда состоит в напряжении: обрести независимость в стороне от мира, в отказе от него и в одиночестве — или в самом мире, через мир, действуя в нем, не подчиняясь ему.
  • Философия обращается к отдельному человеку. В каждом мире, в каждом положении в философствовании происходит отбрасывание человека к самому себе. Ибо только тот, кто есть он сам, и способен подтвердить это в одиночестве — может истинно вступить в коммуникацию.
 

    Можно ли, формулируя таким образом неизменные задачи философии, сказать что-либо об ее современной задаче? Когда все дерево срублено, обнажаются корни. Корни — это истоки, из которых мы вышли, и, которые мы забыли в переплетении мнений, привычек, схем постижения. Сегодня перед нами стоит задача вновь обосновать подлинный разум в самой экзистенции. Выполнение этой задачи не может быть восстановлением прошлого.

    Философская вера есть вера человека в свои возможности, в ней дышит его свобода. 
     
     
     
     
     
     
     

 

Информация о работе Философия как трансцендирующее мышление; философская вера Карла Ясперса