Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:25, доклад
Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.
1.3.3. Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности
Третьей
исторически сложившейся формой
мировоззрения является философия.
Она унаследовала от мифологии и
религии всю совокупность вопросов
о происхождении мира в целом,
о его строении, о происхождении
человека и его положении в мире и т.д.
Она унаследовала также весь объем позитивного
знания, которое на протяжении тысячелетий
накопило человечество.
Однако решение мировоззренческих проблем
в зарождающейся философии происходило
под иным углом зрения - с позиции разума,
рациональной оценки. Философия - это теоретически
сформулирован¬ное мировоззрение. Она
пытается решить основные мировоззренческие
проблемы посредством мышления, опирающегося
на понятие и суждение, связывающиеся
друг с другом по определенным логическим
законам.
Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной
форме предметы и явления действительности
и связи между ними посредством фиксации
общих и специфических признаков, в качестве
которых выступают свойства предметов
и явлений и отношения между ними. В философии,
в отличие от религиозно-мифологического
мировоззрения, широко применяется абстракция,
т.е. формирование понятий для обозначения
образов реальности.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные
аспекты мировоззрения, отразив нарастающую
в обществе потребность в понимании мира
и человека с позиций знания. Первоначально
она выступала на исторической арене как
поиск мирской мудрости.
Характерным признаком философского освоения
действительности является универсализм.
Философия - это форма познания всеобщих
оснований бытия. На протяжении всей истории
культуры она претендовала на выработку
универсального знания или универсальных
принципов духовно-нравственной жизни.
Другой важной особенностью философского
способа освоения действительности является
субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность,
лежащая в основе, - это предельное основание,
позволяющее сводить чувственное многообразие
вещей и изменчивость их свойств к чему-то
постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему. Субстанционализм
проявляется в стремлении философов объяснить
происходящее, внутреннее устройство
и развитие мира через единое устойчивое
начало.
Одной из характерных черт философского
размышления является сомнение. Философия
с самого начала выступает как критика
обычаев, обыденного сознания, традиционных
ценностей и норм нравственности. Выдержавшие
проверку на прочность человеческие установления
ставятся на более прочный фундамент знания,
все прочие отбрасываются как отжившие
свой век.
I.1.9.
Место и роль философии
в культуре.
Термин «культура» имеет множество смыслов. В процессе школьного обучения с этим термином знакомятся в курсе истории. При описании какого-то периода истории общества, например, истории Древней Греции, вначале идет речь о политических событиях, об экономическом строе, а затем дается раздел «Культура», где описывается состояние искусства, науки, философии.
В
обычном словоупотреблении
В социальных науках понятие «культура» имеет несколько иной смысл. Это то, что отличает человека от животных, определяет специфику человеческой жизнедеятельности. Культура – совокупность навыков и умений, а также средств (реальных предметов и знаковых систем), в которых опредмечены эти навыки и умения, т.е. человеческая деятельность. Это все, созданное человеком: орудия труда, здания, предметы повседневной жизни, язык, мифология, религия, искусство и т.д., а также то, что существует «внутри» человека - способности, навыки и умения. Осваивая культуру – язык, совокупность навыков и умений, способов деятельности, представлений о мире и о себе, - человек становится человеком, обретает сознание и деятельные способности. Становясь внутренним достоянием человека, культура сохраняется, развивается и передается следующему поколению.
Понятно, что на каждом этапе развития общества, а также у разных народов культура имеет свою специфику. Культура – это способ жизни человека в мире, способ взаимодействия с природой, а также способ взаимодействия людей с друг другом. Она всегда целостна, т.е. различные ее части – производство, социальный строй, политическая система, идеология, наука, искусство и т.д. - дополняют друг друга.
Содержание предыдущих параграфов позволяет нам понять в общих чертах место философии в культуре, выделить ее основные функции. Эти функции могут быть как общие, (для всех эпох), так и специфические. Общество и культура Древней Греции значительно отличается от общества и культуры Европы XYII-XYIII веков или ХХ века. Соответственно меняется проблематика философского знания, его взаимодействие с другими сферами общественной жизни. В одни периоды, как это было в Древней Греции, философия более тесно связана с политикой, в другие (в средние века) – с религией или наукой (в Новое время).
Мы уже знаем, как представляли свое дело в культуре философы прошлого. Они считали философию наукой о первых началах и причинах, о сущности бытия, о всеобщем. Философия, по их мнению, должна открыть абсолютную истину, на основе которой человек может упорядочить, гармонизировать свою жизнь, личную и общественную. Философия познает высшую реальность, поэтому она главная наука, наука наук, дает человеку самое важное знание о мире и о себе, указывает, что есть высшее благо, к чему надо стремиться.
Сейчас мы понимаем, что многие претензии философии были иллюзией. Нельзя открыть абсолютную истину, познать некую сущность бытия, всякое знание относительно. Но если философия не познает «сущность», первооснову бытия, то что же она тогда делает?
Философия выступает, прежде всего, как самосознание общества и культуры. Это ее главная функция. Самосознание - значит осознание человеком себя, своей деятельности. Это то, о чем говорил еще Сократ: «Познай самого себя». Философия – попытка человека заглянуть в самого себя и отчет о том, что он там увидел.
Человеческая деятельность – уникальное явление. В мире есть два вида «сил»: силы природы и человеческая деятельность. Силы природы исследуют науки. Они пытаются понять, как действует природа. Философия пытается понять, как действует человек, что определяет и направляет его деятельность. Деятельность человека – творчество, создание того, чего нет в природе. Человеческая деятельность сложна и многообразна. Производство, политика, наука, искусство, философия и т.д. – все это виды человеческой деятельности, которые находятся между собой в сложных отношениях. Важнейшая особенность человеческой деятельности – ее осознанность. Она предполагает реализацию поставленной цели. Поэтому работа сознания – эмоции, чувства, разум – деятельность познания, целеполагание всегда были в центре внимания философии. Она пытается понять, как человек познает окружающий мир, как достичь истинного знания, какие методы для этого необходимо использовать, как различать истину и ложь. В этом гносеологическая и методологическая функции философии.
Осмысливая человеческую деятельность, философия пытается понять, что такое человек, какое место он занимает в мире, каковы цели и смысл его существования. В этом мировоззренческая функция философии. Философия создает определенный образ человека и мира. Она не просто анализирует то, что есть, существующее состояние сознания, нравы, мотивы деятельности, стремления, ценности, способы поведения, она их оценивает, определяет, что такое истинные ценности, какие действия предпочтительны, что добро, а что зло. Тем самым философия принимает на себя функцию целеполагания, указывает, как «должно быть», к чему надо стремиться, каковы перспективы развития общества и культуры.
Выделяя высшую цель, смысл существования, определяя, что есть высшее благо, наиболее ценное для человека, философия упорядочивает жизнь человека и общества. Тем самым она выполняет интегративную функцию, вырабатывает «умение жить сообща».
Со времен Сократа в качестве высшей цели и ценности философия утверждает разум и разумную жизнь. Но разум – это не любая мыслительная деятельность, свойственная каждому человеку.
Разум – особый тип мышления и особое «умение». Быть разумным – уметь управлять своими эмоциями (чем больше эмоций, тем меньше разума) и своими действиями, действовать со знанием дела, опираясь на знания о мире и о себе. Разум – познание законов мирового устройства и действие в соответствии с этими законами. Философия рационализирует деятельность человека, выполняет функцию рационализации.
Рационализируя деятельность человека, философия открывает путь к свободе. Свобода – понятие сложное и многозначное. Сейчас мы не будем углубляться в его анализ. Один из героев романа В.Шишкова «Угрюм-река» Прохор Громов прекрасно объяснил, что такое свобода: «Сказано, сделано». Или по-другому: когда желания совпадают с возможностями. Философия, развивая в человеке разум, тем самым вырабатывает 1) способность управлять своими желаниями, желать необходимого, и 2) расширять свои возможности, познавая окружающий мир. Сейчас функцию познания мира берет на себя наука – детище разума, открытого и развитого философией. Знание себя, умение управлять своими желаниями и эмоциями, знание мира и умение управлять природными процессами - это и есть реальная свобода.
В
настоящее время философия не
претендует на роль Великого Учителя человечества,
знающего абсолютную истину, как это было
в прошлом. Роль философии скромнее. Как
говорит современный американский философ
Р.Рорти, задача философии в том, чтобы
«заменить образ человека, устаревший
в результате социальных и культурных
изменений, на новый образ, лучше приспособленный
к этим изменениям. Философия не может
завершиться, пока не прекратятся социальные
и культурные изменения». 1
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
Философия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата. Т.о. структура философии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий (Философия всеобщего уровня) создаются всеобщие философские теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом философии и всех остальных наук. 2) Философия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натур Философия — Философия природы, социальная Философия — всеобщая Философия общества. 3) прикладная Философия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (Философия экономики).
Основные
функции философии: Философия по
сравнению с естественными
Исходя
из рассмотренного подхода к философии
как типу мировоззрения и науке,
можно выделить методологическую, мировоззренческую,
познавательную, воспитательную, т. е.
духовно-гуманистическую, и критическую
функции философии. Формируя представление
об устройстве мира и месте в нем человека,
обосновывая ценности и цели человеческой
жизни, вырабатывая принципы практического
взаимодействия с миром и т. д., Философия
выполняет мировоззренческую функцию.
Велика роль философии в качестве методологической
функции. Методология — это система исходных
принципов, обобщенных способов (методов)
организации и построения теоретической
деятельности, а также учение об этой системе.
Среди разнообразия методов можно выделить
такие, которые используются только одной
наукой. Эти методы называют частнонаучными.
Соответственно общенаучные методы те,
которые используются целым рядом, определенной
группой наук. Философия же являет собой
всеобщий метод, ибо ее предметом исследования
в данном случае выступают наиболее универсальные
принципы мышления, всякого познания.
Это вовсе не значит, что Философия в силу
всеобщности своего метода способна давать
истинное знание в конкретной научной
области. Философские методы, будучи универсальными,
являются необходимым условием решения
разнообразных конкретных задач, но не
подменяют собой специальных частнонаучных
методов, а конкретизируются ими. В силу
этого Философия выполняет методологическую
функцию для всего научного познания.
Выполняя познавательную функцию, Философия
выявляет наиболее общие идеи, представления,
формы опыта, на которых базируется та
или иная конкретная культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом. Их называют универсалиями
культуры. Важное место среди них занимают
философские категории, к которым относят
такие универсальные понятия, как бытие,
материя, предмет, явление, процесс, свойство,
изменение, различие, причина — следствие,
случайное — необходимое, часть — целое,
элемент — структура. Ни один ученый, будь
он историк, естествоиспытатель, экономист,
литературовед, не может обойтись без
этих понятий. Эти понятия приложимы не
к одной какой-то области, а к любым явлениям.
Вот почему их относят к предельным основаниям,
универсальным формам культуры. Классическая
Философия от Аристотеля до Гегеля тесно
связала философию с учением о категориях.
Философия как наука имеет большую практическую
значимость. Она помогает личности ясно
судить о том, что происходит вокруг в
природе, в обществе и в сознании людей.
Эти знания базируются на основаниях,
пришедших из глубины веков, из них состоит
фундамент современной науки. Философия
показывает и сокращает путь к ИСТИНЕ.
Информация о работе Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности