Философия как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Человечество стало обозначать понятие "культура" еще задолго до того, как у римлян появилось для этого данное слово. Если же мы заглянем еще глубже в историческое прошлое, то найдем едва ли не самые ранние следы зарождения понимания того, что отличает рукотворное от первозданного, человеческое от природного. Это можно наблюдать в отпечатках руки на стене пещеры, в клубках извивающихся линий, нарисованных или выгравированных на скале, либо разного рода знаках, наносимых на предметы, орудия. Основной смысл всех этих рисунков и гравюр - обозначить человеческое присутствие, вторжение человека в природный мир, стать печатью человеческого, а не божественного творения, в конечном счете, выделить культурное из натурального.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….…3
1. Взаимосвязь культуры и философии…………………………………..…….….4
2. Представление о взаимосвязи философии и культуры…………………….…..6
3. Философия как феномен культуры………………………………..…………….9
4.Заключение………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 964.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Арзаканьян Ц. Г. Культура и цивилизация: Проблемы теории и истории.  Вестник истории мировой культуры - 1961, №3.

2. Малиновский Б. Научная теория культуры М.: ОГИ, 2005. - 184 с.

3. Султанов К. В. Проблемы культуры в свете философии. - М.: 1999 - 448 с.

4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: 1991 – 525 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

 

Выполнил студент экстерната

Ринус С.А.

 

 

МЕТАФИЗИКА (то, что после физики) - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

ПОНЯТИЕ - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Понятие - одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека.

ТЕОРИЯ (рассмотрение, исследование) - совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования. Такое предельно общее и наиболее абстрактное определение теории дает логика. С логической точки зрения теорией можно назвать любое высказывание, рассматриваемое вместе с его логическими следствиями. Неясное и расплывчатое употребление слова теория в повседневном языке и выражает логическое определение данного термина. 

ДИСКУРС (рассуждение, довод) - одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной философии, получившее широкое распространение в англо- и особенно франкоязычных культурах. Значение слова - речь, выступление, рассуждение.

ОНТОЛОГИЯ (учение) - учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Учение о бытии как таковом, связано с различением бытия и небытия, подлинного бытия и неподлинного существования, фундаментальные принципы полагания реальности человеком.

КАТЕГОРИЯ (высказывание, обвинение) - это с одной стороны, наиболее общая и вместе с тем простейшая форма действительности, высказываний и понятий, «родовые понятия», от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой – первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального).

СУБСТАНЦИЯ (сущность, нечто, лежащее в основе) - это то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другим и в других. Предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанциальный - лежащий в основе, относящийся к субстанции существенный, материальный. 

МАТЕРИЯ (вещество) -  это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. 

ГНОСЕОЛОГИЯ (знание, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект - объект».

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (знание, учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Для эпистемологии базовой является оппозиция «объект - знание». Эпистемология исходит не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. 

МАТЕРИАЛИЗМ (вещественный) -  основной  вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение, объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности.

ИДЕАЛИЗМ (идея) - философская система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно идеализм истолковывается как альтернатива материализму. Делает ударение на внепространственном, нетелесном, сверхчувственном, нормативном или оценочном, телеологическом. 

СУБЪЕКТ (лежащий в основе) - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Под субъектом понимается нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует лишь в интеллекте). 

ОБЪЕКТ (предмет) - в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, объектом является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится. Объект может быть реальным, вымышленным или даже галлюцинаторным. А также может быть желаемым, избегаемым или притягивающим.

ИДЕЯ (представление) - многозначное понятие, использовавшееся в разных смыслах. Это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. Идеи образуют иерархию и органическое единство, являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (переступаю, перешагиваю) - «перелетающий, выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, но и выходящий за пределы человеческого сознания.

МЫШЛЕНИЕ - это направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. Мышление реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций.

СОЗНАНИЕ - это многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего сознания образует серии подвижных смысловых и ценностных иерархий, определяющих содержание индивидуального и интерсубъективного опыта. 

ДУХ – это высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло-полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души. Сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен. Внутренняя сущность, смысл (в выражении типа «дух закона» или противопоставлениях типа «буква - дух»). 

 

 

 

.




Информация о работе Философия как феномен культуры