Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:11, реферат
Философия изучает тот мир, в котором мы живем, -- мир человека. В отличие от других дисциплин она ориентирована на целостное его видение, причем с позиций человека и человеческой деятельности. Все другие науки изучают аспекты или части действительности. При этом в частных науках, как правило, не ставятся вопросы о значении полученного знания в жизни человека, о том, полезно оно для его жизни, или несет угрозу ей, а также вопросы о смысле и целях человеческой жизни. Эти вопросы лежат вне компетенции наук, озабоченных поисками истины.
Введение 2
Возникновение философии. Философия и мифология. 4
Предмет философии. Философия и наука. 8
Состав философского знания. 14
Периодизация истории философии 16
Список литературы 18
Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания
Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания 1
Список литературы 18
Философия является обязательной
частью учебных планов во всех специальных
учебных заведениях. Каково же место
философии в системе
В нашу культуру имя “философия” пришло из древнегреческой. С древнегреческого языка оно переводится как “любовь к мудрости” (от греч. “филео” - “люблю” и “софия” - “мудрость”). В Древней Греции термин появился благодаря античному математику и философу Пифагору (580-500 гг. до н. э.), который назвал “философами” людей, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни. (Современники называли первых философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена за их интерес к природе (по-гречески “фюзис”) “физиками” или “фисиологами”, а они - свои учения “историями”.) Пифагор разъяснил, почему философы - только “любители мудрости”, а не мудрецы, владеющие истиной: потому что знание доступно только Богу, только Бог - мудрец в подлинном смысле слова. Людям же можно лишь смиренно любить мудрость, стремиться к ней, но не достигать (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1. С.148).
В IV в. до н. э. у учеников Сократа (440/469 - 399 гг. до н. э.) появляется существительное “философия”. В частности, Платон (427-347 гг. до н. э.) называл “философией” то, чем занимаются философы. (До Платона деятельность философов называлась - “разоблачение, проявление скрытого бытия вещей”.)
Философия изучает тот мир, в котором мы живем, -- мир человека. В отличие от других дисциплин она ориентирована на целостное его видение, причем с позиций человека и человеческой деятельности. Все другие науки изучают аспекты или части действительности. При этом в частных науках, как правило, не ставятся вопросы о значении полученного знания в жизни человека, о том, полезно оно для его жизни, или несет угрозу ей, а также вопросы о смысле и целях человеческой жизни. Эти вопросы лежат вне компетенции наук, озабоченных поисками истины. Поиски ответов на них - дело философии.
Особую роль в современном мире приобрела способность человека к научному познанию. Способность человека мыслить и получать знания, изучение способов (методов) научного познания является также предметом не научного, а философского рассмотрения. Именно философы искали и находили ответы на вопросы “Что такое знание?”, “Как мы познаем?”, “Почему изменяются научные теории?” и т. д.. Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной. Культура постиндустриального общества, на пороге которого стоит сегодняшняя Россия, стала продуктом этой познавательной деятельности. Роль знания как необходимого условия развития общества в современном мире особенно велика. Философия с начала своего возникновения провозгласила обоснованное и доказательное знание фундаментом для философской картины мира, и благодаря этой установке стала аккумулятором общечеловеческого опыта и ценностей.
Возникновение философии. Философия и мифология.
Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли -- Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно разными.
Философия как учение, объясняющее мир, как форма мировоззрения по своей роли сравнима с мифом. Их сближает целостное видение мира. Однако сам мир и принципы построения такого видения в них различны, поэтому философия и мифология являются различными типами мировоззрения. Философию определяют как “теоретически сформулированное мировоззрение”, то есть теоретическое учение о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру. (Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Ч.1. М., 1989. С.40). Чем же она отличается от мифологии?
Мифология (собрание мифов) была исторически первой формой систематизированного мировоззрения. Мифы (слово “мифос” в переводе с древнегреческого языка означает “предание”) представляют собой вымышленные истории о деяниях фантастических существ, богов и героев. Как объяснение мира, мифологическое мировоззрение имеет ряд особенностей, отличающих его от философии: 1) оно основано на вере в мифы, 2) мир в нем един: природное в нем не отделено от сверхъестественного и социального (общественного), человек живет в природном мире вместе с другими природными существам, богами и героями, духами и т.п. 3) в мифах имеет место олицетворение сил природы и общества, 4) там присутствует особая пространственно-временная характеристика событий (время циклично, оно движется по кругу; пространство неоднородно, в нем есть места “хорошие” и “плохие”). Миф, в отличие от философии, не выступает ясно в качестве знания о мире, реальности. Создатели мифов были наивными реалистами: искренне верили в то, что придумывали; сами не различали свой вымысел и действительность.
Религия - вторая форма мировоззрения, выросшая из мифологии. Характерной чертой религиозного мировоззрения является то, что его основанием, как и в предыдущем случае, служит вера. Но сама по себе религиозная вера - явление более сложное, чем вера в миф. Религиозная вера - это так же вера в существование мира сверхъестественного, но этот мир уже отделен от мира природы, стоит над ним; он активно вмешивается в дела земного мира, в некоторых религиях (например, христианстве) управляет миром людей. Люди же всегда находятся ниже богов и не способны вмешаться в небесные дела. Религиозное мировоззрение всегда включает в себя и мифологическое, так как в нем присутствуют разнообразные мифы, повествующие о жизни святых и богов. Таким образом, религия, с одной стороны, допускает неполную объяснимость мира, существование в нем областей, недоступных нашему слабому разуму. С другой стороны, она заставляет людей ориентироваться на то, чего в действительности не существует, - на выдуманное. Поэтому некоторые проблемы оказываются для религиозного мировоззрения заведомо неинтересными и нерешаемыми.
Кроме того, религиозная вера является догматической: верой в непререкаемые авторитеты (священное писание, отцов церкви, пророков) и незыблемые истины-догматы, в силу чего провозглашается превосходство веры над знанием. Вера запрещает изменять однажды установленные священные истины и открывать новые истины, и таким образом накладывает ограничения на развитие познания. Исходя из сказанного, можно выделить следующиеособенности религиозного мировоззрения: 1) оно основано на догматической вере в сверхъестественное и в религиозные авторитеты; 2) в нем происходит удвоение мира: разделение его на мир земной, природный, и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного; 3) оно накладывает ограничения на развитие познания.
В Древней Греции на смену мифологическому мировоззрению пришло философское. Произошло это потому, что древние греки первыми обнаружили способность нашего разума собственными силами доходить до причинных объяснений мироздания. Они провозгласили разум единственным надежными источником истины и, используя рациональные методы, превратили заимствованные ими на Востоке разрозненные преднаучные сведения в начатки наук, противоречившие вымышленным мифологическим объяснениям мира. Эти противоречия вызвали кризис мифологии, потребовали создания нового типа мировоззрения, которое опиралось бы на рациональное знание и служило бы потребностям повседневной практики. Таким новым типом мировоззрения и стала философия.
Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму. Применение разума для исследования различных сторон действительности вызвало к жизни частные науки.
Обобщая вышесказанное, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:
1. Оно строится на фундаменте
непротиворечивого
2. В нем мир снова
обретает единство как “
3. Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.
4. Философское мировоззрение
является основанием для
5. Оно является единственной
формой мировоззрения,
Предмет философии. Философия и наука.
Философия как познавательная
деятельность и как учение (то есть
некая совокупность знаний, являющихся
результатом названной
Частные науки берут в
качестве своего объекта какую-либо часть реаль
Итак, первое отличие философии от частных наук состоит в том, что изначально философия берется исследовать то, что само по себе неизвестно и является универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). За то, что философия исследует целое, которое нам не дано, и постоянно ищет свой объект, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) называл ее “универсальной наукой, которая себя ищет”.
Специфика всякой познавательной деятельности заключена не столько в ее объекте (это всегда реальность, и одна и та же реальность может быть объектом нескольких наук - к примеру, человек), сколько в предмете и методах. А что выделяет философия в Универсуме в качестве предмета своего исследования, что она в нем ищет и находит? Существует дефиниция философии, в которой она определяется через ее предмет: “Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни” (Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. Т. 4. С.195).
Предмет философии, выделенный в приведенном определении - это основания и фундаментальные принципы человеческого бытия, отношение к природе, обществу и духовной жизни. То есть в универсуме философы выделяют и исследуют, по крайней мере, пять составляющих: бытие, человека, природу, общество, духовную жизнь человека. Если вспомнить, о чем писали разные философы, какие вопросы решали на протяжении всей истории философии, то можно утверждать, что в духовной жизни они также выделяли и изучали различные ее формы: искусство, науку, философию, религию, нравственность. Кроме того, философов интересовали и различные формы предметной деятельности человека, неразрывно связанные с его духовной жизнью: художественное творчество, наука, производственная деятельность и т. п. Совокупность всех форм человеческой деятельности и ее результатов обрела в философии имя “культура”. В современной философии культура также составляет важный предмет исследования.
Таким образом, можно утверждать, что предмет философии, как и ее объект, достаточно специфичен. С одной стороны, он неоднороден и включает элементы разного порядка. С другой стороны, философия является предметом для самой себя, поскольку исследует самое себя, чего не делает ни одна наука.
Что касается методов познания
в философии и в науке, то общеизвестным
фактом является использование различных
методов в конкретных областях познания.
Например, в математике знания получаются
в результате доказательств теорем
или решения задач, и это точные
знания; в биологии, напротив, довольствуются
приблизительными обобщениями неточных
фактов, которые собираются с помощью
чувств; в химии большое место
в процессе получения знаний занимают
химические эксперименты. Наряду с
этими специальными методами в науке
используются общие методы мышления,
называемые теоретическими. С этой
стороны философия почти ничем
не отличается от частных наук, так
как основными методами философии являются
методы теоретического мышления, применяемые
также всеми науками: анализ, синтез, дедуктивный
вывод, индукция, доказательства, диалектика
и т.д. Особое место в методологии философского
исследования принадлежит методу универсального
сомнения, предложенному еще в XVII в. Р. Декартом,
методу реконструкции (восстановления)